* Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 07.09.2021.
Компоненты кредитного рейтинга
Оценка экономического профиля |
|
Оценка экономического профиля1 |
3 |
Оценка финансового профиля |
|
Оценка финансового профиля2 |
8 |
Кредитный рейтинг |
ВВВ(RU) |
Прогноз |
«Стабильный» |
Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), имеет границы с четырьмя регионами РФ. В 2019 году в Регионе проживало 0,4% населения РФ, а его валовой региональный продукт (ВРП) составил 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
Крупнейшими населенными пунктами области являются Великий Новгород (38% населения Области на 01.01.2021), Боровичи (8%) и Старая Русса (5%).
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ
Оценка экономического профиля
В 2019 году ВРП Новгородской области на душу населения составил 457 тыс. руб. (71% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных 3 подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2016 по 2019 год составило 74%.
В 2012–2017 годах индекс физического объема ВРП Области превышал среднестрановой показатель, однако в 2018 году оказался ниже, чем в среднем по субъектам РФ: ВРП Региона в указанном году уменьшился на 1,8%, тогда как рост ВРП в среднем по России составил 2,8%. В 2019 году физический объем ВРП Области увеличился на 2,2% при среднероссийском показателе в 1,6%.
Экономику Области можно назвать диверсифицированной. Максимальный вклад в ВРП (в 2019 году более трети ВРП Области) вносят обрабатывающие производства. По итогам 2019 года на химическое производство приходилось 36% отгруженной продукции обрабатывающих производств, на пищевую промышленность — 18%, на обработку древесины и производство бумажных изделий — 16%.
3Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Рисунок 1. Динамика индекса физического объема ВРП Новгородской области в сравнении с динамикой совокупного индекса ВРП субъектов СЗФО и субъектов РФ в 2010–2019 годах
Источник: Росстат
Химическое производство Новгородской области зависит от ее крупнейшего предприятия — ПАО «Акрон». По объему выручки (67 млрд руб. за 2020 год) ПАО «Акрон» более чем втрое превосходит второе по данному показателю предприятие среди зарегистрированных в Регионе. На протяжении последних пяти лет в среднем 18% поступлений по налогу на прибыль в региональный бюджет обеспечивают предприятия химической промышленности (в основном за счет ПАО «Акрон»). Однако общий объем налоговых поступлений зависит от ПАО «Акрон» в значительно меньшей степени по причине низкой доли НДФЛ, поступающего от сектора.
Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области, 2019 год
Источник: Росстат
За последние пять лет для индекса промышленного производства (ИПП) Области характерны опережающие среднестрановой тренд темпы роста. Лишь в 2018 и 2019 годах ИПП в Области был ниже среднестранового уровня. Несмотря на неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, в 2020 году ИПП в Области составил 102,5% при среднероссийском показателе в 97,9%.
Рисунок 3. Динамика ИПП Новгородской области в сравнении со среднероссийским показателем
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Новгородской области, 2020 год
Предприятие |
Вид деятельности |
Выручка, млн руб. |
прибыль до налогообложения, млн руб. |
ПАО «Акрон» |
Производство удобрений и азотных соединений |
66 469 |
4 887 |
ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» |
Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами |
17 643 |
112 |
ООО «Эра Эйч Пи Си Дистрибьюшн» |
Торговля оптовая прочими бытовыми товарами |
17 568 |
162 |
ООО «ТНС энерго |
Торговля электроэнергией |
12 672 |
76 |
ООО «Дом одежды» |
Торговля розничная обувью и изделиями из кожи в специализированных магазинах |
11 780 |
(- 108) |
АО «Боровичский комбинат огнеупоров» |
Производство огнеупорных изделий |
11 127 |
1 052 |
ОАО «ВНМД» |
Производство соленого, вареного, запеченого, копченого, вяленого и прочего мяса |
9 768 |
182 |
ООО «Новгородпродукт» |
Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями |
9 395 |
69 |
АО «ПО РосДорСтрой» |
Строительство автомобильных дорог и автомагистралей |
8 415 |
831 |
ООО «Сплат» |
Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами |
8 117 |
15 |
Несмотря на то что доля проживающего в Регионе населения трудоспособного возраста ощутимо ниже, чем в целом по РФ (приблизительно на 2,3 п. п.), уровень безработицы по методологии Международной организации труда стабильно ниже среднестрановых значений. В 2019 году показатель снизился до 3,6 с 4,9% в 2016–м; в 2020 году безработица возросла до 5,8% на фоне пандемии коронавируса. Доля населения старше трудоспособного возраста в Регионе, напротив, выше среднероссийского показателя примерно на 3,2 п. п. С 2010 года население Области сократилось на 6,6%. Если показатель безработицы будет находиться на невысоком уровне, данный фактор может спровоцировать дефицит кадров на рынке труда и привести к росту социальных расходов бюджета, поскольку доля населения старше трудоспособного возраста будет расти опережающими темпами.
Крупнейшими работодателями Области являются предприятия обрабатывающей промышленности — на их долю пришлось 21,7% занятого населения в 2019 году. Второй сектор по доле занятого населения — торговля (опт и розница) и ремонт (12,5%). Средняя заработная плата в Регионе в 2020 году превысила прожиточный минимум в 2,8 раза.
Рисунок 4. Динамика и факторы изменения численности населения Новгородской области, 2010–2019 годы
Источник: Росстат, расчеты АКРА
Регион характеризуется сравнительно низким уровнем урбанизации (в городах проживает 71,5% населения) и невысокой плотностью автомобильных дорог.
Оценка бюджетного профиля
Бюджет Новгородской области характеризуется умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы4): в 2018–2022 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 70%. За период с 2015 по 2020 год безвозмездные поступления увеличились в 3,6 раза, рост собственных доходов составил 20%. В 2021 году, по оценке АКРА, ННД Региона могут оказаться на 25% выше уровня предыдущего года за счет благоприятной конъюнктуры на рынке удобрений.
4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений.
Наибольшую часть налоговых поступлений составляют НДФЛ и налог на прибыль, на которые в 2015–2020 годах приходилось в среднем по 30% ННД. Доля региональных налогов 5 в ННД в указанном периоде варьировалась от 16 до 20%.
5 В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рисунок 5. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Новгородской области, млн руб.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Налоговые поступления в областной бюджет диверсифицированы и зависят от одной отрасли (подотрасли) не более чем на 15–16%. Химическое производство формирует в разные годы от 4 до 15%. Налоговые доходы от государственного сектора (государственное управление, образование и здравоохранение) невелики и в период с 2016 года по 2020 год не превышали 16%.
В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 4%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -6%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 15%. За счет трансфертов из федерального бюджета финансируется в среднем порядка 30–40% капитальных расходов Области.
В 2016–2020 годах фактические данные исполнения собственных доходов бюджета незначительно отличались от запланированных показателей (последняя редакция закона о бюджете). В 2018–2019 годах были существенно пересмотрены поступления по налогу на прибыль (на 15–20% в сторону увеличения) и по налогам на товары и услуги (на 13–15% в сторону уменьшения), в 2020 году налоговые доходы были пересмотрены в сторону уменьшения в связи с пандемией коронавируса и введением ограничительных мер, направленных на борьбу с ней.
Областное законодательство устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие муниципальным образованиям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Немногим более трети совокупных доходов муниципальных образований формируют ННД, подавляющую часть которых составляют доходы от НДФЛ.
Оценка долгового профиля
На конец 2020 года долг Новгородской области составил 49% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен бюджетными (63%) и банковскими кредитами (37%). По оценке АКРА, вследствие привлечения новых заимствований для финансирования дефицита бюджета соотношение долга и текущих доходов Региона на конец 2021 года может вырасти до 54%. Данные показатели соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии АКРА.
Рисунок 6. Структура государственного долга Новгородской области, млн руб.
* Оценка АКРА.
Источник: Минфин России, Новгородская область, расчеты АКРА
По состоянию на 01.08.2021 долг Региона был представлен бюджетными и банковскими кредитами (66 и 34% соответственно). Средний срок погашения долговых обязательств Области составляет, по оценке АКРА, порядка пяти лет. До конца текущего года Области предстоит погасить или рефинансировать менее 1% своей задолженности, а в 2022–м — 37%, в том числе весь банковский долг. В 2021 году Правительством Российской Федерации была проведена реструктуризация бюджетного кредита, предоставленного Области в 2020 году для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). Кроме того, часть банковского долга Области будет замещена бюджетным кредитом.
Соотношение усредненных уровней процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит менее 2%, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета.
Предоставление Областью государственных гарантий в 2021–2022 годах законом об областном бюджете не предусмотрено.
Рисунок 7. Графики погашения государственного долга Новгородской области на 01.01.2021 и на 01.08.2021, млн руб.
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Соотношение долга муниципальных образований Области и их собственных доходов в 2016–2020 годах варьировалось от 55 до 59%. Основная доля долга муниципальных образований (75% долговых обязательств на 01.01.2021) — кредиты банков. Относительная стоимость долга всех муниципальных образований составляет ежегодно порядка 1% от их совокупных расходов.
Финансовый долг предприятий госсектора Региона является незначительным и в рамках рейтингового анализа не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области или просроченной кредиторской задолженности перед поставщиками, которые могут повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.
Оценка профиля ликвидности
Новгородская область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. По состоянию на 01.08.2021 остатки на счетах в 1,7 раза превысили среднемесячные расходы областного бюджета за шесть месяцев 2021 года.
Остатки средств на счетах бюджета на начало месяца, как правило, ниже расходов текущего месяца. В случае необходимости финансирования прогнозируемых кассовых разрывов Область имеет возможность привлекать краткосрочные кредиты, предоставляемые УФК. За истекшую часть 2021 года указанные кредиты Регионом не привлекались.
Новгородская область не имеет права размещать временно свободные средства на банковских депозитах.
Рисунок 8. Баланс ликвидности6 Новгородской области
6 Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Новгородская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сокращение расходов областного бюджета в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение двух лет);
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 50%;
-
устойчивый рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
07.09.2021 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
19.03.2021 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
28.09.2020 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
17.06.2020 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
27.12.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
16.07.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
25.01.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
27.07.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
ПРиложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
29 311 |
31 462 |
32 174 |
34 169 |
Среднегодовой прожиточный минимум (трудоспособное население), руб. |
11 035 |
11 322 |
11 905 |
12 295 |
ВРП на душу населения, руб. |
420 289 |
429 668 |
457 123 |
|
ВРП, млн руб. |
256 166 |
259 256 |
273 544 |
|
Безработица, % |
4,7% |
4,2% |
3,6% |
5,8% |
Источник: Росстат
Таблица 2. Сводные бюджетные показатели, млн руб.
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
Доходы бюджета |
29 441 |
31 403 |
35 809 |
42 003 |
44 169 |
ННД |
21 111 |
22 153 |
23 585 |
23 238 |
28 779 |
Налог на прибыль организаций |
5 688 |
6 597 |
8 021 |
6 163 |
- |
НДФЛ |
6 523 |
6 873 |
6 745 |
7 070 |
- |
Налоги на товары (включая акцизы) |
2 977 |
2 812 |
2 955 |
4 386 |
- |
Налоги на совокупный доход |
945 |
547 |
497 |
375 |
- |
Налоги на имущество |
4 201 |
4 496 |
4 502 |
4 237 |
- |
Иные ННД |
777 |
829 |
866 |
1 006 |
- |
Безвозмездные поступления |
8 330 |
9 250 |
12 224 |
18 765 |
15 390 |
Расходы бюджета |
29 326 |
30 924 |
35 730 |
45 029 |
46 434 |
Текущие расходы |
25 541 |
27 770 |
29 806 |
39 213 |
- |
Расходы капитального характера |
3 234 |
2 754 |
5 508 |
5 434 |
- |
Процентные расходы |
551 |
400 |
416 |
383 |
- |
Дефицит (-) / профицит |
116 |
479 |
79 |
(-)3 026 |
(-)2 265 |
Текущие доходы |
27 923 |
29 764 |
34 217 |
37 589 |
39 875 |
Баланс текущих операций |
2 383 |
1 994 |
4 411 |
(-)1 624 |
1 592 |
Модифицированный бюджетный дефицит |
63 |
448 |
84 |
(-)3 022 |
(-)3 940 |
Источник: Новгородская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Таблица 3. Бюджетные коэффициенты
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
|
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов |
7,6% |
10,5% |
2,6% |
4,2% |
Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций) |
77,0% |
72,8% |
65,1% |
69,9% |
Усредненная доля капитальных расходов |
10,6% |
13,7% |
13,2% |
15,2% |
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов |
0,7% |
0,5% |
(-)4,4% |
(-)5,9% |
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
Совокупный объем долга, млн руб. |
15 757 |
15 621 |
15 530 |
18 510 |
21 565 |
Облигации, млн руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Банковские кредиты, млн руб. |
4 900 |
5 224 |
5 593 |
6 893 |
8 959 |
Бюджетные кредиты, млн руб. |
10 857 |
10 397 |
9 937 |
11 617 |
12 605 |
Государственные гарантии, млн руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Краткосрочный долг на начало года, млн руб. |
5 976 |
460 |
460 |
5 820 |
2 140 |
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 (оценка АКРА) |
Соотношение долга и текущих доходов |
56,4% |
52,5% |
45,4% |
49,2% |
54,1% |
Доля краткосрочного долга в совокупном долге |
38,9% |
2,9% |
2,9% |
37,5% |
11,6% |
Соотношение долга и ВРП |
6,2% |
6,1% |
5,9% |
6,4% |
7,2% |
Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций) |
2,6% |
1,9% |
1,4% |
1,1% |
1,2% |
Коэффициент ликвидности |
- |
- |
247% |
224% |
11% |
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА