Соответствие выпуска Принципам социальных облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что выпуск трехлетних облигаций Евразийского банка развития (далее — Эмитент, ЕАБР), размещенный на Astana International Exchange и Казахстанской фондовой бирже 05.11.2021 в размере 20 млрд тенге, соответствует всем базовым компонентам Принципов социальных облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года (ПСО-2021). Направление использования средств (проект, финансируемый в рамках выпуска облигаций, направлен на реализацию целей, соответствующих категории проектов ICMA, а именно на создание доступной базовой инфраструктуры и достижение положительного социального эффекта, выраженного в создании новых рабочих мест и повышении доступности транспортной инфраструктуры для жителей региона), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Политика Евразийского банка развития по выпуску "зеленых" и социальных долговых инструментов» (далее — Политика) 1, в полной мере отвечают критериям ПСО-2021, в связи с чем рассматриваемый выпуск облигаций можно считать социальным.
1 https://eabr.org/upload/iblock/724/ESG-Bonds_04.10.2021_3_rus.cleaned.pdf.
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА
Эмитент |
Евразийский банк развития |
Кредитный рейтинг эмитента |
AAA(RU), прогноз «Стабильный» |
Фактический эмитент |
Евразийский банк развития |
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг |
Облигации социальные биржевые процентные неконвертируемые |
Объем эмиссии |
20 млрд тенге |
ISIN |
KZ2D00008174 |
Дата начала размещения |
05.11.2021 |
Дата погашения |
05.11.2024 |
Источник: АКРА, данные эмитента
ЕАБР — международная финансовая организация (МФО), созданная для содействия экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между некоторыми из стран — членов СНГ, впоследствии создавшими Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). Государствами — участниками ЕАБР являются Российская Федерация (65,97%), Республика Казахстан (32,99%), Республика Беларусь (0,99%), Республика Таджикистан (0,03%), Республика Армения (0,01%) и Кыргызская Республика (0,01%).
Эмитент активно вовлечен в повестку устойчивого развития:
-
согласно обновленной стратегии Эмитента на 2022–2026 годы, «зеленое» финансирование и социальное финансирование определены в качестве приоритетных направлений развития ЕАБР;
-
в 2020 году Эмитент вошел в акционерный капитал Центра «зеленых» финансов ― дочерней организации Международного финансового центра «Астана» (МФЦА);
-
в структуре Эмитента создана специализированная дирекция по «зеленым» и социальным проектам;
-
Эмитентом принята Экологическая и социальная политика, разработанная на основе лучших практик банков развития;
-
Эмитентом разработана и утверждена Политика по выпуску «зеленых» и социальных долговых инструментов;
-
Агентство отмечает, что особую важность в рамках рассматриваемого выпуска социальных облигаций имеет опыт Эмитента в финансировании крупных инфраструктурных проектов в странах ЕАЭС, а также в финансировании программ развития МСБ и микрокредитовании через банки-партнеры.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ
Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые могут быть включены в выпуск социальных облигаций, процесс отбора данных проектов, подходы к управлению средствами и будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПСО-2021.
Использование средств
Цели выпуска социальных облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПСО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска социальных облигаций, направлены на финансирование проекта, который соответствует критериям, указанным в Политике Эмитента.
Для целей оцениваемого выпуска Эмитент определил в качестве проекта:
- строительство и эксплуатацию автомобильной дороги (Республика Казахстан); сектор: транспортная инфраструктура.
Таким образом, 100% поступлений от выпуска данных облигаций направлено исключительно на проект, подпадающий под категорию проектов ICMA согласно ПСО-2021: создание доступной базовой инфраструктуры.
Данная категория указана в Политике Эмитента.
Эмитент предоставил Агентству: (1) детальное описание проекта, утвержденного для финансирования в рамках данного выпуска; (2) данные о ключевых технических параметрах проекта; (3) данные по суммарному объему финансирования проекта; (4) сроки финансирования; (5) план экологических и социальных мероприятий при реализации проекта и промежуточный отчет о выполнении данного плана; (6) описание достигаемых социальных эффектов от реализации проекта и их обоснование.
В рамках плана экологических и социальных мероприятий при реализации проекта определены следующие направления:
-
оценка экологических и социальных воздействий и управление ими;
-
рабочий персонал и условия труда;
-
рациональное использование ресурсов, предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды;
-
охрана здоровья и обеспечение безопасности населения;
-
приобретение земельных участков, вынужденное переселение и экономическое перемещение;
-
сохранение биологического разнообразия и устойчивое управление природными ресурсами;
-
культурное наследие;
-
раскрытие информации и взаимодействие с заинтересованными сторонами.
По каждому из указанных направлений определены действия/мероприятия, применимые требования, ресурсы и ответственные исполнители, сроки и критерии выполнения. Также приведен статус выполнения каждого мероприятия. Согласно промежуточному отчету о выполнении плана, представленному Агентству, большая часть мероприятий выполнена или находится в стадии утверждения. Таким образом, по мнению Агентства, социальные и экологические риски при реализации проекта нивелированы в максимальной степени для данного типа инфраструктурных объектов.
В качестве позитивного социального эффекта по проекту Эмитентом определено:
1. Создание новых рабочих мест.
2. Повышение качества жизни жителей прилегающих регионов.
По данным Эмитента, на конец 2021 года за счет реализации проекта создано свыше 1 500 рабочих мест. Проектом предусмотрен приоритетный наем сотрудников женского пола и представляющих уязвимые группы населения. В отдельные периоды из-за временного характера работ количество рабочих мест могло отклоняться в большую или меньшую сторону.
По оценкам Эмитента, около 70% рабочих мест было предоставлено местному населению, нанимаемому для различных работ в регионе реализации проекта; при этом нанимались как неквалифицированные сотрудники, так и квалифицированный персонал. Соответственно, с учетом ряда допущений население данных территорий можно расценивать как выгодоприобретателей данного проекта.
Качественные эффекты от реализации проекта выражаются в следующем:
-
обеспечение прохождения транзитного автотранспорта вне черты городской застройки, что повышает качество жизни населения ряда близлежащих районов;
-
улучшение транспортного обслуживания населения прилегающих районов и городов;
-
сокращение уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду за счет выноса транспортных потоков за предел городской черты;
-
увеличение эксплуатационной скорости и безопасности движения транспортных средств за счет применения более современных стандартов строительства.
Агентство считает представленные Эмитентом количественные и качественных эффекты от реализации проекта достаточными для признания его социальным с учетом текущих потребностей Республики Казахстан в инфраструктуре, а также уровня развития практик «зеленого» и социального финансирования в стране.
Процесс оценки и отбора проектов
Эмитентом принята прозрачная и логически обоснованная процедура оценки и отбора проектов, которая описана в Политике.
Все проекты, которые ЕАБР финансирует/рефинансирует за счет средств от выпуска социальных облигаций, проходят дополнительную процедуру оценки и отбора со стороны ответственного подразделения Эмитента. Подразделение, ответственное за управление ESG-рисками, также проводит оценку на соответствие категориям социальных проектов, на которые ЕАБР ориентируется в рамках принятой Политики.
Все проекты, отобранные Эмитентом для финансирования/рефинансирования посредством выпуска социальных облигаций, должны удовлетворять следующим критериям в соответствии с Политикой:
-
по проекту принято положительное решение кредитного комитета о выделении финансирования;
-
проект не относится к социально опасной деятельности и категории проектов, оказывающих крайне негативное воздействие на окружающую среду и общество, в соответствии с Политикой экологической и социальной ответственности Эмитента;
-
проект соответствует категориям ICMA в части социальных проектов;
-
проект прошел дополнительную верификацию или экологический аудит (при необходимости) с привлечением внешних экологических и технических узкоотраслевых консультантов;
-
по проекту получено положительное заключение подразделения, ответственного за управление ESG-рисками;
-
проект соответствует критериям «зеленых» или социальных проектов, определенных в рамках Политики Эмитента.
В целом, в соответствии с принятым механизмом оценки и отбора проектов Эмитента, все проекты, финансируемые / рефинансируемые им, проходят несколько стадий оценки и отбора, в том числе по всем проектам проводится анализ показателей экологического и социального воздействия, которые в обязательном порядке учитываются при вынесении итогового решения о предоставлении финансирования по любому проекту (не только финансируемому / рефинансируемому за счет выпуска социальных облигаций).
Кроме того, в Политике указано, что ЕАБР руководствуется Политикой экологической и социальной ответственности, в рамках которой предусмотрен отказ от финансирования социально опасной деятельности.
Все проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска, относятся к категории «Создание доступной базовой инфраструктуры» согласно ПCО-2021 и соотносятся со следующими ЦУР ООН:
-
ЦУР № 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов;
-
ЦУР № 9: Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.
По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов и соответствует лучшим рыночным практикам.
Управление средствами
Процедура управления средствами от выпуска социальных облигаций изложена в Политике.
ЕАБР принял для себя следующий механизм управления средствами от выпуска социальных облигаций:
-
на каждый год, следующий за отчетным, ответственное подразделение Эмитента, руководствуясь внутренней процедурой, определяет объемы выпусков и размещения социальных облигаций в соответствии с категориями проектов, указанными в Политике, и формирует предварительный реестр выпусков социальных облигаций в соответствии с общим планом деятельности;
-
на ежеквартальной основе ответственное подразделение Эмитента ведет учет выданных кредитов или одобренных заявок, которые соответствуют категориям проектов, указанным в Политике, и которые прошли процедуру оценки и отбора проектов (в том числе по рефинансируемым проектам) и формирует реестр социальных проектов Эмитента;
-
после выпуска социальных облигаций сумма, равная чистым поступлениям от таких транзакций, распределяется в этот внутренний реестр в порядке выдачи;
-
реестр социальных облигаций регулярно (не реже, чем раз в квартал) пересматривается. ЕАБР указал в своей Политике, что намерен поддерживать совокупную сумму проектов, финансируемых / рефинансируемых в рамках размещения социальных облигаций, на уровне не меньше совокупной номинальной стоимости социальных облигаций, находящихся в обращении;
-
реестр выпусков социальных облигаций, согласно принятой в ЕАБР процедуре, будет содержать информацию, достаточную для идентификации каждого выпуска социальных облигаций в целях соответствия реестру социальных проектов Эмитента;
-
в периоды времени, когда номинальная стоимость социальных облигаций, находящихся в обращении, превышает стоимость проектов, финансируемых/рефинансируемых в рамках размещения облигаций, сумма такого превышения размещается в соответствии с общей политикой управления ликвидностью Эмитента;
-
ответственное подразделение по отбору проектов, применимых для выпуска социальных облигаций, на полугодовой основе осуществляет контроль целевого расходования заемных средств по проектам, финансируемым/рефинансируемым за счет кредитов, входящих в реестр социальных проектов Эмитента. Если по результатам контроля целевого использования средств ЕАБР пришел к выводу о несоответствии целевому назначению, то проект исключается из реестра социальных проектов;
-
в течение квартала, следующего за погашением задолженности кредита, входящего в реестр социальных проектов Эмитента, или исключения кредита из реестра социальных проектов Эмитента, ЕАБР замещает данный кредит другим кредитом (удовлетворяющим требованиям Политики), чтобы совокупная сумма кредитов, входящих в данный реестр, была не менее общей номинальной стоимости социальных облигаций, находящихся в обращении.
По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПСО-2021 и лучшим рыночным практикам для эмитентов социальных облигаций из числа банков развития.
Отчетность
Согласно утвержденной Политике, Эмитент обязуется публиковать на ежегодной основе два типа отчетов:
-
отчет о распределении средств;
-
отчет о воздействии (отчет, содержащий информацию о социальном воздействии финансируемых / рефинансируемых проектов).
Отчет о распределении средств будет содержать следующую информацию:
-
номинальную стоимость выпущенных за прошедший календарный год социальных облигаций Эмитента с указанием их ключевых характеристик;
-
сумму распределенных чистых поступлений от социальных облигаций Эмитента, выпущенных в соответствующем календарном году;
-
сумму нераспределенных поступлений от социальных облигаций Эмитента, выпущенных в соответствующем календарном году;
-
разбивку по странам и категориям приемлемых проектов в соответствии с Политикой Эмитента.
В рамках отчета о воздействии ЕАБР обязуется публиковать на ежегодной основе информацию о предполагаемом и/или фактическом (если применимо) воздействии на население проектов, финансируемых / рефинансируемых за счет выпуска социальных облигаций Эмитента.
В Политике Эмитента указаны примеры индикаторов, по которым он готов отчитываться в рамках отчета о воздействии. Применительно к проекту, отобранному для настоящего выпуска, примерами таких индикаторов (из числа представленных Эмитентом) могут служить:
-
количество рабочих мест, созданных в результате строительства объекта транспортной инфраструктуры;
-
снижение уровня безработицы в муниципалитетах, в которых реализуется объект транспортной инфраструктуры;
-
снижение себестоимости перевозок и уровня транспортных издержек местных производителей.
По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПCО-2021 и отвечает практикам банков развития.
Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
Согласно данным Эмитента, предоставление кредита, который финансируется за счет данного выпуска социальных облигаций ЕАБР, осуществляется его проектными дирекциями, в частности дирекцией по транспорту. Кроме того, согласно внутренним процедурам Эмитента, в оценке и отборе проектов участвует подразделение, ответственное за управление ESG-рисками. Согласно обновленной Стратегии, в структуре Эмитента также создана специализированная дирекция по «зеленым» и социальным проектам, которая также планирует проводить оценку социальных проектов.
В рамках анализируемого выпуска социальных облигаций Эмитент определил в качестве цели строительство и эксплуатацию автомобильной дороги в Республике Казахстан (сектор: транспортная инфраструктура).
Для целей верификации данного выпуска Эмитент предоставил Агентству информацию по проекту в полном объеме.
Агентство позитивно оценивает тот факт, что в рамках Стратегии развития на 2022–2026 годы Эмитент намерен усилить компонент оценки эффектов своей деятельности на содействие выполнению ЦУР при определении приоритетов проектной работы. В частности, ЕАБР провел анализ ЦУР, достижению которых Эмитент будет прямо или косвенно способствовать.
На момент проведения оценки Эмитент не присоединился к каким-либо инициативам в сфере устойчивого развития, что оказало сдерживающее влияние на оценку.
Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента в связи с принятием новой Стратегии развития Эмитента на 2022–2026 годы.
Финансовая реализуемость проектов
Агентство оценивает финансовую реализуемость проекта как высокую.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
целевое использование средств, полученных от выпуска облигаций;
-
достижение заявленных Эмитентом социальных эффектов.
КОМПОНЕНТЫ ОЦЕНКИ
Соответствие выпуска ПCО-2021: соответствует.
Уровень оценки: SR1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Оценка проекта, финансируемого в рамках выпуска социальных облигаций Евразийского банка развития, на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере социального финансирования, а также самих облигаций — на соответствие ПСО-2021 была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития.
Мнение АКРА о соответствии проекта, финансируемого Евразийским банком развития, международно признанным принципам и стандартам в сфере социального финансирования, а также о соответствии облигаций Евразийского банка развития ПСО-2021 публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии проекта, финансируемого Евразийским банком развития, международно признанным принципам и стандартам в сфере социального финансирования, а также о соответствии облигаций Евразийского банка развития ПСО-2021 основано на данных, предоставленных Евразийским банком развития, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проекта, финансируемого Евразийским банком развития, международно признанным принципам и стандартам в сфере социального финансирования, а также оценка соответствия облигаций Евразийского банка развития ПСО-2021 была запрошенной, Евразийский банк развития принимал участие в процессе оценки.
При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.