Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, оказывающими на него сдерживающее влияние, а также стабильным бюджетным профилем. Рейтинг также ограничен уровнем собственных доходов Области.
Прогноз по кредитному рейтингу отражает ожидание АКРА в отношении стабилизации объема ликвидности и роста баланса текущих операций в связи с увеличением налоговых поступлений.
Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,3 млн чел. (около 0,9% населения РФ). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) составил за 2021 год порядка 504 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов).
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. По оценке АКРА, на конец 2021 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 27%, что соответствует низкой долговой нагрузке. В соответствии с прогнозируемым Областью исполнением бюджета, на конец 2022 года данное соотношение незначительно возрастет до 33%. Долг Региона на 01.01.2022 составил 19,3 млрд руб. и был представлен бюджетными (74%) и банковскими (26%) кредитами. Его структура значительно изменилась в течение прошедшего года благодаря получению Областью бюджетных кредитов, заместивших значительную долю коммерческих кредитов.
В результате график погашения долга Области не предполагает значительных выплат в течение ближайших трех лет. Доля краткосрочного долга в 2022 году составляет 2%.
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Предполагаемый объем инфраструктурных бюджетных кредитов, которые потенциально может получить Область, составляет 3,2 млрд руб., из которых 2,3 млрд руб. она может получить уже в 2022 году. Объем инфраструктурных бюджетных кредитов учтен в общей долговой нагрузке на бюджет Области.
Соотношение долга Области и ее ВРП не превышает 5,5%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Рост налоговых доходов позволил Области увеличить объем свободной ликвидности. Исходя из оперативных данных об исполнении бюджетов, в 2021 году совокупные доходы областного бюджета выросли на 8% относительно предыдущего года за счет роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) на 21% при снижении безвозмездных поступлений на 6%. Совокупные расходы выросли на 2%, что привело к исполнению регионального бюджета с профицитом на уровне 8,4% ННД.
На рост ННД основное влияние оказали поступления по налогу на прибыль, увеличившиеся на 62% (в отсутствие эффекта низкой базы 2020 года). Также значительно (на 36%) выросли поступления по налогам на совокупный доход.
Исходя из данных за десять месяцев 2021 года, максимальный прирост поступлений по налогу на прибыль наблюдался в обрабатывающем секторе, в торговле, а также в финансовой и страховой деятельности.
В то же время усредненное соотношение ННД и доходов областного бюджета (без учета субвенций) составляет около 60%, что говорит о наличии зависимости от федеральных трансфертов.
В результате роста ННД и несмотря на увеличение текущих расходов (по оценке АКРА, они могли вырасти на 9%) баланс текущих операций Области вырос в 2021 году на 37% после существенного падения в 2020-м. АКРА ожидает стабилизации баланса текущих операций или его незначительного снижения в 2022 году.
В результате профицитного исполнения бюджета Региона при незначительном снижении объема долга наблюдается рост свободной ликвидности. По оценке АКРА, на конец 2021 года на счетах Области могло находиться более 2 млрд руб. собственных средств. Такой объем примерно на треть покрывает размер среднемесячных расходов Области за 12 последних месяцев, а также 10% государственного долга Области.
Закон об областном бюджете на 2022 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом в размере 8,2% ННД. Дефицит планируется финансировать за счет роста долга и частичного использования остатков на счетах.
Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона является стабильным и составляет 8%.
Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, усредненное значение которого в 2018–2022 годах составит 15,5%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины ее капитальных расходов.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит порядка 0,4%.
Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. На долю предприятий государственного сектора стабильно приходится порядка 24% налоговых поступлений. Максимальная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 27% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства», однако данная отрасль достаточно диверсифицирована. Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля. По итогам 2020 года шесть из десяти наиболее крупных по объему выручки региональных предприятий работали в сфере торговли. По оценкам АКРА, за десять месяцев 2021 года на данную сферу приходилось порядка 16% налоговых поступлений Области.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах составил 52% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2017–2020 годах превышало 3,1.
Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2017–2020 годах составил 4,8%.
Ключевые допущения
-
снижение безвозмездных поступлений в 2022 году;
-
частичное использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в прогнозном периоде;
-
следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост ликвидности бюджета;
-
рост баланса текущих операций;
-
сокращение долговой нагрузки;
-
рост показателей социально-экономического развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
существенное ухудшение графика погашения государственного долга;
-
критическое снижение уровня доступной ликвидности;
-
снижение баланса текущих операций.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.