АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана на уровне BBB+ оказывают следующие фундаментальные факторы: относительно высокий уровень благосостояния, низкий уровень государственного долга, значительный объем ликвидных активов в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) и достаточный объем международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также относительно низкое качество государственных институтов.

Сохранение «Стабильного» прогноза по долгосрочному кредитному рейтингу суверенного эмитента связано со стабилизацией ситуации в стране после беспорядков, произошедших в Алматы и других населенных пунктах Казахстана в начале января текущего года и повлекших за собой отставку правительства, ввод миротворческого контингента Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также принятие решения о введении в стране чрезвычайного положения до 19 января, ограничившего в том числе работу фондовой биржи и банков. На момент публикации настоящего пресс-релиза вывод миротворческих сил ОДКБ завершился, а биржа и финансовые институты возобновили работу.

На основании имеющейся информации можно заключить, что влияние январских событий в Казахстане на ВВП страны в первом квартале 2022 года, скорее всего, будет умеренным. На данный момент прямой экономический ущерб от беспорядков оценивается президентом Токаевым в размере 2–3 млрд долл. США1, что не превышает 1% ВВП страны по итогам 2021 года. Косвенный ущерб, связанный с временным нарушением производственных связей, может оказаться выше. Однако важно отметить, что экономический костяк страны — нефтегазовый сектор — практически не пострадал от последних событий, а ущерб в основном понес сектор услуг, который может быстро восполнить потери за счет отложенного спроса.


1 https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/01/10/904147-tokaev-otsenil-uscherb.

На текущий год не запланированы погашения облигационных займов правительства Казахстана ни в национальной, ни в иностранной валюте, а ближайшее погашение облигаций в рублях состоится в 2023 году. События начала января на момент публикации данного пресс-релиза не сказались на стоимости суверенного долга Казахстана. Потенциальные операционные риски, вызванные сменой правительства, АКРА считает ограниченными, поскольку ключевые фигуры в экономическом блоке правительства сохранили свои позиции. Кроме того, при погашении долга правительство Казахстана не зависит от рынка капитала, располагая значительной подушкой ликвидности в виде международных резервов и активов НФРК (в сумме это половина годового ВВП 2021 года).

На момент публикации настоящего пресс-релиза не было риска массового изъятия средств с депозитов и вкладов, что было подтверждено после возобновления банковской и биржевой деятельности. По мнению АКРА, в дальнейшем данный риск во многом будет зависеть от стабилизации обстановки в стране и своевременности шагов Национального банка Республики Казахстан (НБРК) по обеспечению банков ликвидностью при необходимости.

АКРА отмечает, что в будущем может возрасти риск ухудшения качества кредитного портфеля банков, особенно в сегменте кредитов, выданных организациям сферы услуг, вследствие потерь, понесенных в ходе беспорядков, и проблем получения платежей от смежных предприятий. Этот риск в некоторой степени нивелируется хорошими финансовыми показателями банковского сектора: на декабрь 2021 года (последние имеющиеся данные) объем непогашенных кредитов составил 3,9% портфеля, доходность сектора относительно собственного капитала была равна 25,43%, коэффициент достаточности капитала первого уровня составил 20%, а на активы банковского сектора приходилось 49% ВВП страны. АКРА будет пристально следить за развитием ситуации в банковской сфере.

Существенного ослабления национальной валюты Казахстана на сегодняшний день не наблюдается: ее курс к доллару США находится в рамках ранее сформировавшегося коридора — 330–340 тенге.

В обращении президента Токаева, сделанном 11 января, был озвучен целый ряд реформ, оценить вектор влияния которых на кредитный рейтинг суверенного эмитента можно будет тогда, когда станет понятно качество их проработки и реализации. В рамках заявленных реформ предлагается внедрение новой концепции инвестиционной политики, разработка программы повышения доходов населения, пересмотр подхода к квазигосударственному сектору, комплексная реформа государственного управления и реформа межбюджетных отношений, проработка программы приватизации госкомпаний и усиление импортозамещения в ряде отраслей промышленности. Реформы предполагают решение вопросов товарной безопасности, макропруденциального регулирования и поддержки сельского хозяйства, а также принятие Социального кодекса.

АКРА будет внимательно следить за дальнейшим развитием ситуации в Казахстане и оценивать ее потенциальное влияние на кредитный рейтинг суверенного эмитента по мере поступления информации о решениях правительства и НБРК в экономической, финансовой и бюджетной сферах.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • суверенные фонды;

  • стабильность валютного режима;

  • устойчивость внешнего долга.

Отрицательная корректировка была сделана по следующему модификатору:

  • условные обязательства и риск их реализации.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне ВВВ+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.

  • Принятие системных социально-экономических решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов и/или потенциал экономического роста.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Значительное и резкое ухудшение ситуации в банковском секторе Казахстана.

  • Существенная недооценка экономического ущерба и связанное с этим негативное влияние на динамику ВВП страны.

  • Резкое ослабление национальной валюты и повышение стоимости государственного долга.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были. 

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.