Повышение кредитного рейтинга Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлено значительным ростом его свободной ликвидности. Наряду с этим Агентство отмечает снижение долговой нагрузки Края, вызванное как сокращением абсолютной величины долга, так и ростом доходов благодаря положительной конъюнктуре цен на рынке металлов и топливно-энергетических полезных ископаемых.

Рейтинг Красноярского края обусловлен сбалансированной бюджетной политикой, невысокой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга и минимальных рисках рефинансирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе, а также значительным объемом накопленной ликвидности. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывает возросшая зависимость доходов бюджета от добывающего и металлообрабатывающего секторов экономики.

Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд, а также энергетическими ресурсами. По прогнозу Региона, его валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2020 года составил 2,6 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Рост налоговых доходов привел к значительному объему профицита. Усредненное1 значение соотношения баланса текущих операций к текущим доходам остается на умеренно высоком уровне и за 2018–2022 годы составит 14%.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 14%. Капитальные расходы Край более чем на две трети финансирует за счет собственных средств. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Края (без учета субвенций) будет равна 86%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 5%, что свидетельствует о достаточности собственных средств для финансирования текущих и капитальных расходов.

По оперативным данным Региона (до выхода итоговой годовой отчетности), в 2021 году его бюджет был исполнен со значительным профицитом в размере 26% ННД. Это стало возможным благодаря существенному приросту бюджетных доходов, вызванному благоприятной конъюнктурой на рынках металлов и топливно-энергетических полезных ископаемых — ключевых ресурсах Края. Совокупные доходы краевого бюджета выросли на 37% к уровню 2020 года, в том числе ННД увеличились более чем на 45% в основном благодаря налогу на прибыль, который вырос практически вдвое за указанный период. Расходы бюджета исполнены с приростом в 7% к уровню 2020-го. Профицит бюджета увеличил объем остатков средств на счетах Региона до 89 млрд руб., что позволит финансировать дефициты будущих периодов без значительного наращивания долга.

Закон о бюджете Края предусматривает в 2022 году снижение ННД и безвозмездных поступлений на 23 и 15% соответственно. Снижение ННД ожидается в связи с понижением цен на основные сырьевые товары Края. Планируется, что расходная часть бюджета увеличится на 7%. Дефицит краевого бюджета составит 8% ННД и будет на две трети профинансирован за счет накопленной ликвидности, а на оставшуюся треть — за счет привлечения долга.

АКРА полагает, что в 2022 году расходы бюджета Региона могут увеличиться более существенно из-за неопределенной ситуации с пандемией COVID-19. В результате дефицит бюджета может составить 19% ННД. Тем не менее даже в таком случае запас ликвидности Края будет превышать объем потенциального дефицита.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Увеличение объема накопленной ликвидности. С начала 2021 года объем остатков на счетах Края в среднем практически вдвое превосходил его среднемесячные расходы. По итогам 2021 года объем накопленной ликвидности в 1,4 раза превысил совокупный долг Региона.

Красноярский край не привлекал бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в 2021 году в связи с отсутствием необходимости и с наличием депозитов, размещенных в банковских организациях.

Минимальные риски рефинансирования долга при невысокой долговой нагрузке. По оперативным данным Края, на 01.01.2022 его долг составлял 63,3 млрд руб., что на 18% меньше показателя на аналогичную дату годом ранее. Большую часть долгового портфеля формируют облигации (67%), на бюджетные кредиты приходится порядка 33%, на иные долговые обязательства — менее 1%.

Согласно оперативным данным Региона, на конец 2021 года соотношение его долга и текущих доходов снизилось до 17%, что соответствует наилучшей оценке по методологии АКРА. По прогнозу Агентства, по итогам 2022 года этот показатель может возрасти до 24%, что не повлияет на кредитный рейтинг Красноярского края при неизменности прочих оценок.

Край участвует в программе предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), в связи с чем уровень его долговой нагрузки может измениться в долгосрочной перспективе. На текущую дату Региону одобрено получение ИБК в объеме 10,1 млрд руб., два из которых будут предоставлены в 2022 году. Существует вероятность предоставления Краю ИБК в размере до 89 млрд руб., сроки получения этих средств пока неизвестны.

График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие пять лет Краю предстоит выплачивать не более 24% долга ежегодно.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов составит порядка 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Высокие показатели развития экономики, в значительной мере зависящей от металлургического сектора. По расчетам АКРА, за 11 месяцев 2021 года порядка 40% налоговых поступлений в бюджет Края были обеспечены металлургическим сектором и добычей руд цветных металлов. Данная ситуация обусловлена получением в минувшем году сверхдоходов в ряде добывающих и обрабатывающих отраслей. В этих секторах работают крупнейшие компании Края, такие как ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «Русал Красноярск» и др.

Усредненный за 2016–2019 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 139%. АКРА отмечает, что подушевой ВРП Региона в 2014–2019 годах рос быстрее среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2017–2020 годы превышало 350%. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 5,4%. По оценке Красноярского края, в 2021 году безработица составляла 4,5%.

Ключевые допущения

  • исполнение доходной и расходной частей бюджета по итогам 2021 года в пределах параметров, прогнозируемых Краем;

  • прирост текущих расходов по итогам 2022 года выше значений, прогнозируемых текущей версией Закона о бюджете;

  • использование накопленной ликвидности для финансирования возможного дефицита бюджета в 2022 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост соотношения баланса текущих операций и текущих доходов выше 20%;

  • снижение уровня концентрации налоговых доходов на металлургическом секторе.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА(RU).

Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА(RU).

Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб. — АА(RU).

Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — АА(RU).

Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб. — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.