Кредитный рейтинг Алтайского края (далее — Алтайский край, Край, Регион) обусловлен умеренно высокими показателями бюджетного профиля Региона, низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности его бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают сравнительно невысокие показатели экономического развития Региона и высокая доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в составе доходов Края.
Алтайский край расположен в Сибирском федеральном округе и граничит с тремя регионами РФ и Казахстаном. В 2019 году в Регионе проживало 1,6% населения РФ, а его валовой региональный продукт (ВРП) составлял 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ. По объему отгруженной продукции сельского хозяйства Край занимает первое место среди российских регионов, расположенных восточнее Уральских гор.
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень долговой нагрузки при высоком уровне ликвидности бюджета. Соотношение долга Края и его текущих доходов на конец 2021 года составило 1%. На конец 2022 года указанное соотношение может увеличиться до 5%, что соответствует минимальному уровню риска.
По состоянию на 01.01.2022 весь долг Региона был представлен бюджетными кредитами со сроками погашения до 2034 года. Рост долговой нагрузки в 2022 и 2023 годах будет происходить главным образом вследствие привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов с длительными сроками погашения и низкой процентной ставкой. Благодаря преобладанию бюджетных кредитов в структуре долга Края расходы на его обслуживание минимальны (соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит порядка 0,04%).
Бюджет Края характеризуется высоким уровнем ликвидности в связи с наличием остатков на счетах по учету средств регионального бюджета. В 2021 году Регион начал получать доходы от размещения временно свободных средств в рамках механизма управления ликвидностью, реализуемого Федеральным казначейством. Доходы от размещения временно свободных средств, полученные Краем в 2021 году, превысили процентные расходы на обслуживание долга.
Высокая зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит порядка 52%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2018–2022 годах, по оценкам АКРА, составит 16%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — 1%. Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих и капитальных расходов в указанном периоде. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составляют 20% совокупных расходов бюджета, порядка четверти капитальных расходов Края финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета.
В 2021 году доходы краевого бюджета увеличились на 12%, а расходы — на 11%. Профицит бюджета составил 7,6 млрд руб. (10% налоговых и неналоговых доходов) и был направлен на пополнение остатков на счетах Края.
Законом о краевом бюджете на 2022 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 10 млрд руб. Основным источником финансирования дефицита в 2022 году станут остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы, а также бюджетные кредиты на финансирование инфраструктурных проектов.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, отстающими от среднестрановых. Значимая доля ВРП Региона формируется в аграрном секторе, поэтому величина усредненного подушевого ВРП в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2016–2019 годах составила всего 42%. Наибольший вклад в ВРП вносят обрабатывающие производства: в 2019 году их доля в ВРП Края составила 18%. Предприятия торговли и ремонта формируют 15% ВРП, сельское хозяйство — 13% ВРП. Максимальная доля налоговых поступлений приходится на обрабатывающие производства (более 22% в 2020 году). За период с 2015 по 2020 год соотношение среднемесячной заработной платы в Крае и регионального прожиточного минимума увеличилось с 2,1 до 2,7 раза. Уровень безработицы в Регионе снизился с 8,6% в 2016 году до 5,8% в 2019-м, в 2020 году показатель незначительно увеличился — до 5,9%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
следование консервативной долговой политике;
-
исполнение бюджета в 2022 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Края;
-
рост уровня самодостаточности краевого бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 30%;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Алтайского края был опубликован АКРА 19.03.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Алтайского края ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Правительством Алтайского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Алтайского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Алтайского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.