АКРА провело пересмотр рейтингов Правительства Швейцарской Конфедерации (далее — Швейцария, страна) по международной шкале в январе 2022 года. На момент публикации настоящего отчета в отношении эмитента действуют следующие рейтинги:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AАА и в национальной валюте — ААА;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — на уровне S1+.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Очень высокий уровень благосостояния.

  • Развитая, диверсифицированная, инновационная и конкурентоспособная экономика.

  • Умеренный уровень госдолга и большой внутренний финансовый рынок.

  • Сильный банковский сектор, характеризующийся высокой способностью противостоять различным шокам.

  • Сравнительно сильная внешняя позиция.

  • Развитая институциональная база.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Высокий уровень долга частного сектора.

  • Крупный размер банковской отрасли, который потенциально может стать источником условных обязательств правительства.

Структура долгосрочного кредитного рейтинга в иностранной валюте


Ключевые факторы оценки

Долгосрочные суверенные рейтинги Швейцарии на уровне AAA складываются из следующих итоговых оценок аналитических блоков: макроэкономика — aaa, государственные финансы — aaa, внешняя позиция — a, институты — aaa.

Макроэкономика

Итоговая оценка аналитического блока «макроэкономика» определена на уровне aaa, что на одну ступень выше базовой оценки на уровне aa+.

Факторы базовой оценки. По расчетам АКРА, экономика Швейцарии вырастет на 3,5% в 2021 году и на 2,9% в 2022-м по сравнению со снижением на 2,5% в 2020-м. Меры, принятые правительством страны для борьбы с пандемией COVID-19, доказали свою эффективность: например, не произошло масштабного прекращения работы промышленных предприятий. Негативный эффект данных мер был минимизирован благодаря сильным показателям экспорта (ювелирных изделий, химической и фармацевтической продукции), низкой доле секторов с высокой интенсивностью контактов между людьми в сфере услуг, развитой системе здравоохранения, а также наличию значительного резерва ликвидности у домохозяйств и финансовых институтов. Риск снижения прогнозных темпов роста ВВП в 2022 году во многом был нивелирован высокими темпами вакцинации: на 06.02.2022 около 69% населения страны привиты двумя компонентами вакцины от COVID-19. Следовательно, вероятность введения новых локдаунов и иных ограничительных мер в Швейцарии относительно невысока, хотя и существуют определенные риски, связанные со штаммом «омикрон» и другими возможными мутациями вируса. После 2022 года национальная экономика Швейцарии вполне может выйти на свои потенциальные темпы роста (порядка 1,8%), однако сохраняющиеся в связи с пандемией опасения — в том числе по поводу более высокого уровня безработицы и более длительного восстановления сферы услуг — могут сказаться на ожидаемых темпах роста ВВП страны.

С учетом долгого периода дефляции и наличия внешних факторов, способствующих укреплению швейцарского франка, ключевая ставка в Швейцарии в обозримом будущем, скорее всего, останется на текущем уровне -0,75%, который является самым низким в мире. В отличие от центробанков других ведущих экономик Национальный банк Швейцарии (НБШ), судя по всему, будет придерживаться гибкой политики, чтобы не допустить выхода инфляции за верхнюю границу коридора в 2%. По оценкам АКРА, инфляция в стране будет находиться в диапазоне 0–2%, а в ближайшие годы составит 0,5–1%, учитывая намерение швейцарских властей сохранить контроль над инфляцией, а также принимая во внимание рост цен на энергоносители и усиление инфляционной динамики в мире.

Модификаторы. Базовая оценка aa+ была повышена до уровня aaa с учетом специфических особенностей швейцарской экономики, не попадающих в число факторов базовой оценки. К подобным особенностям относятся, в частности, инновационный потенциал и конкурентные преимущества. Благодаря развитой, диверсифицированной, инновационной и конкурентной структуре экономики Швейцария опережает сопоставимые страны по объему ВВП на душу населения. Национальная экономика однозначно входит в число лидеров с точки зрения конкурентоспособности в мировом масштабе и объемов инвестиций в НИОКР (за последнее десятилетие они были весьма существенны и превысили 3% ВВП). В числе ключевых секторов экономики страны — финансовые услуги, фармацевтическая, ювелирная и химическая промышленность. Эти отрасли с успехом конкурируют на международном уровне и проявляют устойчивость к экономическим шокам, защищая тем самым экономику Швейцарии в периоды кризисов.

Иные модификаторы для данного блока не применялись.





Государственные финансы

Итоговая оценка аналитического блока «государственные финансы» определена на уровне aaa, что совпадает с базовой оценкой на уровне aaa.

Факторы базовой оценки. Последние десять лет ВВП страны стабильно рос примерно на 2%, а баланс бюджета в период до начала пандемии COVID-19 всегда был положительным. Это позволяло консолидированному правительству удерживать отношение долга к ВВП на уровне около 40% (с тенденцией к снижению). К концу 2021 года из-за проводимых в 2020–2021 годах антикризисных мероприятий госдолг вырос и составил, по оценкам АКРА, более 42% ВВП. Согласно бюджетному правилу, действующему на уровне федерального бюджета, во время рецессии допускается определенный дефицит, и подобное наблюдалось в 2020 и 2021 годах на фоне пандемии. Бюджетное правило предполагает, что за периодом рецессии должен последовать экономический рост, сопровождаемый профицитом бюджета. Следовательно, дополнительные расходы, с которыми экономика столкнулась в годы рецессии, должны быть компенсированы в дальнейшем, когда госдолг, как ожидается, вернется на допандемийный уровень.

С учетом бюджетного правила баланс бюджета, по оценкам АКРА, в ближайшие годы составит около 0% ВВП и может существенно вырасти, если национальная экономика не столкнется с новыми серьезными шоками. По мнению АКРА, потенциальные риски для баланса бюджета, связанные с расходами на пенсионную систему, смягчаются благодаря недавним реформам. Парламент Швейцарии в конце 2021 года одобрил повышение пенсионного возраста для женщин до 65 лет и повысил ставку налога на добавленную стоимость, чтобы компенсировать растущие пенсионные расходы.

На основе ВВП на душу населения Швейцария попадает в категорию суверенных эмитентов, при оценке которых АКРА, согласно методологии, основное внимание уделяет процентным платежам, а не размеру долга. Процентные платежи в Швейцарии составляют менее 1% доходов бюджета, в связи с чем по индикатору долговой нагрузки Агентство присваивает стране самые высокие оценки. При этом внешний госдолг незначителен (порядка 7% совокупного показателя), а номинированный в иностранной валюте долг в 2021 году прогнозируется на уровне 0,3% совокупного долга, что говорит о низкой восприимчивости швейцарской экономики к внешним шокам. Кроме того, нерезиденты постепенно снижают свою долю в госдолге, учитывая низкие процентные ставки, которые долгое время находились в отрицательной зоне.

Модификаторы. Несмотря на самые высокие баллы по базовой части суверенной модели, Швейцария получила две положительные и одну отрицательную корректировку, что упрочило ее позицию на уровне aaa в рамках блока «государственные финансы». Первая положительная корректировка связана с действующим бюджетным правилом (так называемый механизм долгового тормоза), которое не позволяет федеральным расходам расти быстрее доходов и предназначено для предотвращения систематического дефицита с целью контроля госдолга. С момента введения в 2001 году бюджетное правило доказало свою эффективность и позволило стране постепенно снизить отношение долга к ВВП с примерно 57% в 2001-м до приблизительно 40% в 2019-м.

Вторая положительная корректировка учитывает большой размер внутреннего рынка, обеспечивающего все возможности для удовлетворения потребностей правительства в заимствованиях. Объем активов швейцарской банковской системы близок к 400% ВВП страны, а объем финансового сектора, который также включает инвестиционные фонды, страховые корпорации, пенсионные фонды и других финансовых посредников, составляет около 1 100% ВВП. Таким образом, необходимость обращения к внешним кредиторам ограничена, что подтверждается небольшой долей внешнего госдолга — 7,7% совокупного госдолга страны. Более того, уровень государственного долга, вероятно, будет постепенно снижаться после резкого роста в 2020–2021 годах, что предусмотрено бюджетным правилом. По прогнозу МВФ в «Перспективах развития мировой экономики», он составит около 38,3% ВВП в 2026 году против 42,7% в 2021-м, продемонстрировав снижение на 10% в течение следующих пяти лет.

Единственная отрицательная корректировка обусловлена значительным размером банковского сектора, потенциальные проблемы которого могут оказать ощутимое влияние на страну. АКРА также обращает внимание на высокую закредитованность частного сектора (580% ВВП во втором квартале 2021 года), которая в случае корпоративного сектора не балансируется соответствующими активами. Тем не менее благодаря строгим критериям надзора в банковском секторе, высокому качеству активов и значительному объему резервов (например, проблемная задолженность составила около 0,7% общего объема кредитов во втором квартале 2021 года, в то время как коэффициент достаточности капитала 1-го уровня был равен приблизительно 19%) вероятность реализации наиболее пессимистичного сценария является достаточно низкой. Недавние дела Archegos и Greensill, по которым Credit Suisse покрыл убытки без внешней поддержки, доказали устойчивость крупнейших национальных финансовых институтов, а ужесточение критериев надзора со стороны регулирующих органов обеспечивает меньшую вероятность подобных случаев в будущем.



Внешняя позиция

Итоговая оценка аналитического блока «внешняя позиция» определена на уровне a, что на одну ступень выше базовой оценки на уровне a-.

Факторы базовой оценки. Базовая оценка данного аналитического блока обусловлена очень сильными показателями счета текущих операций и покрытия импорта, а также низкой волатильностью национальной валюты. Сдерживающее влияние на оценку оказывают отрицательные чистые инвестиции в частном секторе и низкий индекс диверсификации экономики, рассчитываемый UNCTAD. Поскольку на протяжении пяти лет до начала пандемии в 2020 году профицит счета текущих операций составлял порядка 7%, АКРА полагает, что этот показатель вернется на допандемийный уровень в 2022–2023 годах.

Благодаря профициту счета текущих операций наряду с периодическими интервенциями НБШ на валютном рынке Швейцария аккумулировала большой объем международных резервов, достаточный для покрытия 29 месяцев импорта по состоянию на конец 2021-го. Этому также способствовали существенные интервенции НБШ, которые проводились в 2020 году и были направлены на предотвращение укрепления франка.

Без учета обязательств государственного сектора и международных резервов НБШ, которые, по расчетам АКРА, составили около 137% ВВП чистая международная инвестиционная позиция частного сектора на конец 2021 года находилась в отрицательной зоне (-32% ВВП). Это может быть связано с тем, что резиденты Швейцарии неохотно приобретали активы за рубежом после кризиса 2008 года. В то же время иностранные инвесторы, которые считают Швейцарию «тихой гаванью», наращивали инвестиции в страну, тем самым оказывая давление на национальную валюту. Это стало очевидно в 2020 году, когда большое количество иностранных инвесторов развернулись в сторону Швейцарии в силу ее стабильности и безопасности в условиях турбулентности в мировой экономике.

Большая часть внешних обязательств приходится на финансовые корпорации (39%), нефинансовые компании (28%) и внутрифирменное кредитование (28%), тогда как доля государственного внешнего долга незначительна — около 1% от общего объема. АКРА также отмечает, что основная часть внешнего долга является скорее краткосрочной (57% по состоянию на третий квартал 2021 года), что может привести к увеличению потребностей в рефинансировании.

Низкий уровень диверсификации экспорта Швейцарии может быть связан со спецификой расчета индекса. Наибольшее значение индекса присваивается структуре экспорта страны, схожей с мировой. Ввиду концентрации швейцарской экономики на ограниченном числе отраслей индекс страны является низким. АКРА признает ограниченность индекса и применяет положительный модификатор для выравнивания ситуации.

Модификаторы. Один положительный модификатор по аналитическому блоку «внешняя позиция» отражает мнение АКРА о высокой конкурентоспособности экспортных секторов Швейцарии, несмотря на ограниченный ассортимент экспортируемой продукции.

Рисунок 5. В структуре внешнего долга преобладают банки и частный сектор, % ВВП


Источник: НБШ, % ВВП


Рисунок 6. Основные статьи экспорта Швейцарии — товары с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособные на международных рынках



Источник: The Observatory of Economic Complexity, 2019

ИНСТИТУТЫ

Итоговая оценка аналитического блока «институты» определена на уровне aaa, что совпадает с базовой оценкой на уровне aaa.

Факторы базовой оценки. По используемой АКРА шкале институциональная среда в Швейцарии оценивается выше среднего по миру показателя и находится на одном из самых высоких уровней среди стран с аналогичной кредитоспособностью. По мнению АКРА, Швейцария может по-прежнему считаться «тихой гаванью» благодаря высокому уровню доверия к государственным институтам и органам власти, а также высокому качеству государственного управления. В то же время результаты недавних переговоров между Швейцарией и ЕС по вопросу рамочного соглашения, которые были приостановлены до ноября 2021 года, когда было принято решение продолжить диалог в 2022-м, создают некоторую неопределенность относительно будущих отношений страны с ее крупнейшими партнерами в Европе.

Модификаторы для данного блока не применялись.

КЛЮЧЕВЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2017

2018

2019

2020

2021О

2022П

ВВП, млрд франков

 693,7

 719,3

 727,2

 706,2

 735,6

 760,0

ВВП, млрд долл. США

 705,2

 735,7

 732,5

 752,7

 804,8

 804,8

ВВП, темпы реального прироста

 1,7

 2,9

 1,2

-2,5

 3,5

 2,9

ВВП, темпы реального прироста развитых стран

2,5

2,3

1,7

-4,5

5,1

3,6

Инфляция, % среднегодовая

 0,5

 0,9

 0,4

-0,7

 0,5

 0,8

Баланс бюджета конс. правительства, % ВВП

 1,1

 1,3

 1,3

-2,8

-2,1

-0,3

Долг конс. правительства, % ВВП

 41,2

 39,3

 39,8

 42,4

 42,8

 41,7

Процентные платежи по долгу конс. правительства, % ВВП

 0,4

 0,3

 0,3

 0,3

 0,3

 0,3

Внешний долг конс. правительства, % долга конс. правительства

 11,4

 10,8

 10,5

 7,7

 6,6

 5,9

Баланс счета текущих операций, % ВВП

 5,9

 5,3

 4,9

 1,2

 7,2

 7,5

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • Завершение локдауна в 2022 году.

  • Продолжение сотрудничества с ЕС.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Возможный серьезный финансовый шок для банковского сектора Швейцарии, связанный с внезапной глубокой ценовой коррекцией на рынке недвижимости.

  • Негативный сценарий итогов переговоров между Швейцарией и ЕС, что может привести к увеличению стоимости торговых операций и осложнить сотрудничество в других областях.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Швейцарии по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Швейцарии были опубликованы АКРА 10.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Швейцарской Конфедерации не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Швейцарской Конфедерации дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.


Расчетная карта для Швейцарии за 11.01.2022

 

Индикатор/
корректировка/
модификатор

Единица измерения

Период

Вес

Значение

Рейтинг/
балл

Рейтинг/
балл после корректировок

Баллы модификаторов

Рейтинг после модификаторов

Макроэкономика

 

 

 

 

aa+

2

aaa

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

25%

3,45

Уровень благосостояния

долл. США

2021О

35%

       87 226,81

1

Экономический рост

г./г.

[2014-2023П]

10%

--0,361

11

Размер экономики

млрд долл. США

2021О

35%

                 804,78 

4

Инфляция

г./г.

[2019-2023П]

20%

                    0,29

3

МОДИФИЦИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Потенциал экономического роста

 

 

 

 

 

 

0

Качество и устойчивость экономического роста

2

Эффективность структурной экономической политики и недавних структурных реформ

0

Эффективность монетарной политики

 

 

 

 

 

 

0

Государственные финансы

 

 

 

aaa

aaa

3

aaa

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

25%

2,34

2,34

Долговая нагрузка

 

 

60%

1,73

1,73

Валовой госдолг конс. правительства

% доходов

2021О

          123,44  

5

Вес госдолга

2021О

49,4%

            18,33  

Процентные платежи

% доходов

2021О

               0,87  

1

1

Вес процентных платежей

2021О

10,6%

            81,67  

Льготные гос. заимствования

% ВВП

2021О

                   -    

0

Сбалансированность бюджета

% ВВП

[2020-2022П]

10%

-             1,73  

10

Внешний государственный долг

% ВВП

2021О

30%

               2,83  

1

 

Госдолг в иностранной валюте

% ВВП

2021О

               0,14  

0

Госдолг в мировых ЗВР

%

2021О

               0,29  

0

Валовой госдолг конс. правительства

% ВВП

2021О

 

            42,76  

0

МОДИФИЦИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Суверенные фонды

 

 

 

 

 

 

0

Условные обязательства и риск их реализации

-1

Долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования

2

Фискальная политика и бюджетная гибкость

1



Внешняя позиция

 

 

 

 

a-

a-

1

a

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

25%

7,2

7,2

Счет текущих операций

% ВВП

[2020-2022П]

10%

               5,29  

1

Покрытие импорта

месяцев

2021О

15%

            29,22  

1

1

Резервная валюта

2021О

0

Международная инвестиционная позиция

% ВВП

2021О

15%

-           32,31  

11

Диверсификация экспорта

индекс

2021О

35%

               0,64  

13

Волатильность валютного курса

коэфф.

[2012-2021О]

25%

               5,26  

3

МОДИФИЦИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Уязвимость платежного баланса

 

 

 

 

 

 

1

Устойчивость внешнего долга

0

Стабильность валютного режима

 

 

 

 

 

 

0

Институты

 

 

 

 

aaa

0

aaa

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

25%

1,00

Политическая стабильность

индекс

2021О

33%

          136,67  

1

Качество государственного управления

индекс

2021О

33%

          187,94  

1

Качество человеческого капитала

индекс

2021О

33%

          344,18  

1

МОДИФИЦИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Политическая нестабильность и недавние политические решения

0

Вовлеченность в геополитические конфликты, подверженность геополитическим рискам

0

Желание и готовность выплачивать госдолг

0

РЕЙТИНГ

 

 

 

 

AA+

AA+

 

AAA

ФИНАЛЬНЫЙ (после корректировки на пограничное значение и неопределенность данных)

AAA

ФИНАЛЬНЫЙ (после корректировки на погр. значение, неопред. данных и риск неблагоприятного события)

AAA

Тип дефолтера

0

Количество лет с даты последнего объявленного дефолта

0

Итоговая оценка с ограничением (потолок)

No Cap

ФИНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ (после потолка)

 

 

 

 

 

 

 

AAA

Прогноз

Стабильный

Статус

-

Краткосрочный рейтинг

S1+

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.