Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при комфортном графике погашения обязательств, а также существенным объемом остатков на счетах Региона и сбалансированными операционными показателями бюджета. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают зависимость бюджета и экономики Региона от металлургического комплекса и прогнозное увеличение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования с учетом дефицитов в среднесрочном периоде, запланированных Законом о бюджете Области.

Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП), по оценке Региона, за 2020 год составил 998 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные показатели бюджета при умеренной потребности в использовании накопленных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 17%, при этом баланс текущих операций по итогам 2022 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 21%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются Областью за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за аналогичный период составит 81%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит 2%, что говорит о финансировании капитальных расходов в основном за счет доходов бюджета. Однако Области придется использовать накопленную ликвидность, поскольку на период с 2022 по 2024 год прогнозируется отрицательный МБД.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

По итогам 2021 года доходы бюджета Области превысили показатель за 2020 год более чем на 40%, а ННД увеличились на 69%. При этом налог на прибыль вырос практически втрое, что объясняется в основном благоприятной конъюнктурой цен на рынке металлов. Существенный прирост (на 52%) также показали налоги на совокупный доход, тогда как безвозмездные поступления снизились на 14% в годовом сопоставлении. Расходы бюджета на конец 2021 года выросли лишь на 13%, благодаря чему сформировался профицит в размере 26% ННД, или около 33,0 млрд руб. (по итогам 2020 года профицит составлял 39 млн руб.).

Закон о бюджете Области на 2022–2024 годы предполагает вероятность снижения ННД в текущем году на 7% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 34% к показателю 2021 года. Уменьшение ННД в первую очередь будет связано с сокращением поступлений по налогу на прибыль на фоне возможного снижения цен на рынке металлов в 2022 году. Предполагается, что расходная часть бюджета увеличится на 32%, при этом существенный прирост покажут как текущие, так и капитальные расходы. Дефицит ожидается на уровне 23% ННД и будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах Региона.

АКРА полагает, что при возможном снижении цен на добываемое и обрабатываемое в Области сырье доходы бюджета в 2022 году могут сократиться более существенно. Расходная часть бюджета при этом может увеличиться не столь значительно, как предполагается Законом о бюджете. В этом случае дефицит в 21% ННД также будет профинансирован за счет накопленных средств.

Невысокие риски рефинансирования при низкой долговой нагрузке и значительном объеме накопленной ликвидности. На 01.01.2022 долг Белгородской области составил 25,5 млрд руб., что на 22% меньше показателя на начало 2021 года. Снижение абсолютной величины долга по итогам года обусловлено по большей части погашением облигаций, а также списанием части гарантий Региона. На начало 2022 года наиболее существенная часть долгового портфеля Области (62%) приходилась на облигации, 34% — на бюджетные кредиты, а оставшаяся часть — на государственные гарантии. Текущий график погашения долга сбалансирован, периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 35% долга, а в течение 2022 года погашению подлежат 3,4 млрд руб. (13% совокупного долга Региона).

Область участвует в программе предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов, по которой ей одобрен лимит на 4,4 млрд руб. Часть этих средств в размере 2,0 млрд руб. будет предоставлена Региону в 2022 году.

На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 17%, что заметно меньше показателя на конец 2020-го (33%). Снижение долговой нагрузки Региона обусловлено уменьшением абсолютной величины долга и получением сверхдоходов от металлургического комплекса. По оценкам АКРА, соотношение долга и текущих доходов по итогам 2022 года незначительно вырастет (до 19%), что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

С начала 2021 года для Области была характерна ситуация, когда остатки на счетах в среднем втрое превышали ежемесячные расходы бюджета. На 01.01.2022 объем средств на счетах Региона составил более 39 млрд руб., что превосходит его совокупный долг более чем в полтора раза. Наличие значительного объема свободных средств позволяет нивелировать возможные риски рефинансирования долговых обязательств. По мнению АКРА, большая часть остатков на счетах будет использована для финансирования дефицитов будущих периодов.

Как следует из данных на 01.10.2021, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. В 2021 году у Региона не было необходимости привлекать краткосрочный бюджетный кредит от Управления Федерального казначейства.

Умеренные показатели развития экономики при существенной концентрации на металлургическом комплексе. Усредненная доля налоговых поступлений от добычи металлических руд и металлургического производства, по расчетам АКРА, превысила 30% в 2017–2020 годах. За 11 месяцев 2021 года (последние доступные данные) поступления от этих двух отраслей сформировали порядка 59% налоговых поступлений Области, что указывает на рост зависимости ее бюджета от металлургического сектора в связи с изменениями рыночной конъюнктуры.

В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 96% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2017–2020 годы номинальной заработной платы и прожиточного минимума Области превысило 3,5. Безработица в Регионе в период с 2016 по 2020 год не превышала 5%, а по итогам 2021 года прогнозируется Областью на уровне 4,3%.

Ключевые допущения

  • сокращение расходной части бюджета в случае возможного недополучения прогнозного уровня доходов;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • сохранение низкой долговой нагрузки в течение 2022 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост диверсификации экономики;

  • сохранение положительного МБД в среднесрочной перспективе;

  • сохранение значительного объема остатков на счетах Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30%;

  • значительное сокращение объема доступной ликвидности бюджета.

Рейтинги выпусков

Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).

Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.