Повышение кредитного рейтинга Новосибирской области (далее — Новосибирская область, Область, Регион) обусловлено ростом собственной ликвидности и снижением долговой нагрузки. Агентство учитывает низкий уровень относительной долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга, а также стабильные показатели бюджетного профиля при умеренно высокой доле собственных доходов и среднем уровне развития экономики.

Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа (СФО), граничит с Казахстаном. В Области проживает почти 2% населения РФ. На долю Региона приходится 1,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Новосибирская область — крупный научный центр СФО. Доля данного вида деятельности (деятельность профессиональная, научная и техническая) в структуре ВРП Области составляет порядка 5%.

Ключевые факторы оценки

Низкий уровень относительной долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов в 2021-м уменьшилось с 28% на начало года до 19% к его концу, что было вызвано как сокращением абсолютной величины долга, так и ростом доходов бюджета. АКРА полагает, что по состоянию на конец 2022-го данное соотношение может увеличиться до 24% за счет привлечения долгосрочных инфраструктурных бюджетных кредитов и рыночных заимствований для финансирования прогнозируемого дефицита бюджета. Все указанные выше показатели соответствуют низкому уровню риска.

На 01.01.2022 долг Области был представлен бюджетными кредитами с погашением до 2034 года (60%) и облигациями (40%). Благодаря такой структуре долга расходы на его обслуживание необременительны для областного бюджета: соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит порядка 1%. По состоянию на 01.01.2022 Региону до конца текущего года предстоит погасить (рефинансировать) 12% своих долговых обязательств, а в 2023 году — 11%.

Увеличение накопленной ликвидности бюджета. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2022 почти в пять раз превысили показатель на начало 2021 года. Кроме того, Область располагает значительными неиспользованными лимитами по открытым кредитным линиям, которые на указанную дату примерно втрое превышали объем долговых обязательств, подлежащих погашению в 2022 году.

Сбалансированный бюджет с умеренно высокой долей собственных доходов. Усредненная доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит порядка 75%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за тот же период окажется на уровне 18%, а соотношение усредненных показателей модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, как ожидается, будет равно -0,25%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на незначительную потребность Области в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы за период с 2018 по 2022 год превысят 20% совокупных расходов бюджета.

В 2021 году налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Региона увеличились на 29%, совокупные доходы — на 22%, а расходы — на 12%. Профицит бюджета в 2021 году составил 15,5 млрд руб. (9% ННД) и был направлен на пополнение остатков на счетах и погашение долговых обязательств.

Законом о бюджете Новосибирской области на 2022 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 9% ННД. По оценкам АКРА, фактический дефицит бюджета будет ниже — примерно 7% ННД. Основными источниками финансирования дефицита бюджета в 2022 году станут сформированные в предыдущие годы остатки на счетах, а также привлеченные заемные средства.

Диверсифицированная экономика с высокоразвитыми транспортно-логистическим и научно-производственным сегментами. Первый из упомянутых сегментов заметно влияет на бюджет Региона и вносит ощутимый вклад в его экономику (порядка 15% ВРП и 10% налоговых доходов), второй же оказывает незначительное влияние, так как коммерциализация научно-технических разработок является длительным процессом. В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 77% от среднестранового уровня при безработице, превышающей среднероссийский показатель. В 2020 году среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум более чем в три раза. В 2010–2019 годах численность населения Области ежегодно росла на 0,2–0,8%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • увеличение ННД в 2022 году на 6% по сравнению с 2021-м;

  • исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом порядка 7% ННД Области;

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;

  • дальнейший устойчивый рост собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2022 году с дефицитом более 10% ННД;

  • рост долговой нагрузки до уровня выше 30% от текущих доходов Области;

  • использование преимущественно краткосрочных заимствований при управлении долговым портфелем;

  • существенное снижение уровня доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Новосибирская область, 34018 (ISIN RU000A0ZYBD3), срок погашения — 27.09.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA(RU).

Новосибирская область, 34019 (ISIN RU000A0ZZPB4), срок погашения — 15.10.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA(RU).

Новосибирская область, 34020 (ISIN RU000A1011Q3), срок погашения — 13.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA(RU).

Новосибирская область, 34021 (ISIN RU000A102895), срок погашения — 14.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA(RU).

Новосибирская область, 35022 (ISIN RU000A1043E2), срок погашения — 14.11.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Новосибирской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Новосибирской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Новосибирской области и выпусков облигаций Новосибирской области (ISIN RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3, RU000A102895, RU000A1043E2) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Новосибирской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZYBD3) были опубликованы АКРА 09.11.2017, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZZPB4) — 15.10.2018, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A1011Q3) — 14.11.2019, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A102895) — 09.10.2020, кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A1043E2) — 17.11.2021.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новосибирской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Новосибирской области (ISIN RU000A0ZYBD3, RU000A0ZZPB4, RU000A1011Q3, RU000A102895, RU000A1043E2) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Новосибирской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Новосибирской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало правительству Новосибирской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.