Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен умеренными операционными показателями бюджета и умеренно низким уровнем долговой нагрузки. Давление на рейтинг оказывают низкая диверсификация экономики, сконцентрированной по большей части на добывающем секторе, а также возрастающая потребность в привлечении долгового финансирования на фоне ожидаемого дефицита бюджета Области по итогам 2022 года.
Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 140 тыс. человек (0,1% населения РФ). По прогнозу Области, по итогам 2020 года ее ВРП составит 287 млрд руб. В Магаданской области добывается более 10% золота и порядка 60% серебра от суммарного объема добычи в РФ.
Ключевые факторы оценки
Умеренный бюджетный профиль при возрастающей потребности в долговом финансировании. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 6%. Баланс текущих операций в 2022 году останется положительным, однако его объем, как ожидается, будет существенно меньше показателя за 2021 год.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области оценивается как умеренная; ее усредненное значение за 2018–2022 годы составит порядка 11%, при этом ежегодно капитальные расходы примерно наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная за тот же период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) окажется на уровне 68%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, по прогнозу АКРА, по-прежнему будет отрицательным и составит минус 1%. Прогнозное значение МБД на 2022 год указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов и говорит о росте потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.
По итогам 2021 года доходы бюджета Области выросли на 8% (до 51,7 млрд руб.) в годовом сопоставлении, при этом ННД увеличились на 15%, а наиболее существенный прирост показали НДФЛ и налог на прибыль (на 15 и 8% соответственно). Объем безвозмездных поступлений по итогам 2021-го незначительно сократился (-2%), расходная часть бюджета выросла примерно на 9%, а профицит бюджета составил 0,5 млрд руб. (2% ННД).
Согласно предоставленным Областью данным, в 2022 году предусматривается незначительное (на 1%) снижение ННД при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений более чем на 40%. Это приведет к уменьшению доходной части бюджета Региона на 16%. Расходная часть бюджета уменьшится на 12%. Ожидаемый дефицит в 4% ННД будет покрыт по большей части за счет привлечения заемного финансирования.
АКРА исходит из предположения, что в течение 2022 года из-за неопределенной ситуации с пандемией COVID-19 расходная часть бюджета Области может сократиться менее значительно, чем прогнозируется Областью. Это может привести к увеличению дефицита относительно планируемого Регионом уровня. Дефицит практически в полном объеме будет профинансирован за счет привлечения долга.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Рост рисков рефинансирования обусловлен значительной долей краткосрочного долга и низким уровнем свободной ликвидности. На начало 2022 года долг Региона составил 12,1 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (60 и 37% соответственно), а также облигациями (3%). Относительно показателя на 01.01.2021 долг снизился на 7%, но объем банковских заимствований увеличился почти в полтора раза. Рост коммерческих заимствований связан с тем, что Область приняла решение в начале 2021 года рефинансировать за счет банковского кредита бюджетный кредит, выданный в 2020-м для рефинансирования краткосрочного кредита Управления Федерального казначейства (УФК).
В структуре долга высока доля займов, погашаемых в 2022 году. Учитывая текущий график погашений, примерно две трети долга (8 млрд руб.) должны быть погашены в 2022 году, что создает значительные риски рефинансирования обязательств для Региона в условиях роста процентных ставок. Большую часть погашаемых в 2022 году заимствований (92%) формируют банковские кредиты, еще 5% приходится на облигации, а оставшаяся часть — на бюджетные кредиты.
В 2021 году Магаданская область вошла в программу предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Ожидаемый объем привлеченных средств составит в 2022–2023 годах порядка 600 млн руб.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области снизилось до 27% по сравнению с 33% в 2020 году. По итогам 2022-го данный показатель может вырасти до 35% в связи с финансированием прогнозируемого дефицита, при этом долговая нагрузка останется на умеренно низком уровне (по методологии Агентства).
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
С начала 2021 года остатки на счетах Области покрывали лишь незначительную часть ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.01.2022 ситуация не изменилась. Просроченная кредиторская задолженность Региона остается существенной. Магаданская область планирует заключить договор c УФК о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. В 2021 году такой кредит привлекался Регионом трижды.
Экономический профиль Региона определяется высокой концентрацией на добыче цветных металлов. Основной вид деятельности в Регионе — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценкам АКРА, более 40% налоговых поступлений в бюджет Региона. За одиннадцать месяцев 2021 года порядка 50% налоговых поступлений Магаданской области было сформировано этой отраслью.
Средний уровень зарплат в Области превосходит прожиточный минимум более чем в 3,5 раза, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель. Усредненный за 2017–2020 годы уровень безработицы составил 5,3%.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
снижение ННД по итогам 2022 года не ниже значений, планируемых Областью;
-
менее значительное сокращение объема текущих расходов в 2022, чем это запланировано Областью;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита по большей части за счет привлечения долга;
-
увеличение долга не более чем на четверть по итогам 2022 года к аналогичному показателю 2021-го.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
отсутствие у бюджета потребности в привлечении долгового финансирования на текущие и капитальные цели;
-
снижение доли краткосрочного долга до уровня ниже 40% от общего объема долга;
-
существенный рост объема свободной ликвидности по итогам 2022 года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
дальнейший рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
устойчивое снижение доли капитальных расходов;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень, что может привести к росту долговой нагрузки.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), срок погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.