АКРА подтвердило рейтинги Правительства Словацкой Республики (далее — Словакия) по международной шкале:
-
долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A и в национальной валюте — на уровне A.
-
краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — на уровне S1.
Прогнозы по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Позитивные факторы рейтинговой оценки
-
Относительно высокий уровень благосостояния.
-
Умеренный уровень госдолга, его хорошая структура и большой европейский рынок для размещения.
-
Институциональная структура поддержки долгового рынка в еврозоне и статус евро как резервной валюты.
Негативные факторы рейтинговой оценки
-
Малый размер экономики и ее очень высокая открытость.
-
Низкая диверсификация промышленности.
-
Накопленное относительное отставание инвестиций в образование и НИОКР.
-
Умеренно негативные демографические перспективы.
Обоснование кредитного рейтинга
АКРА ожидает, что в 2022 году рост реального ВВП Словакии составит 3,0–3,5% после роста в размере 3,1% в 2021 году (оценка АКРА). Более позитивный сценарий мог бы быть основан на более быстром, чем ожидалось, устранении ограничений предложения в мировой экономике, особенно в секторе производства автомобилей. Учитывая остающиеся возможности для восстановительного роста, мы полагаем, что рост ВВП в 2022–2023 годах будет несколько выше долгосрочного потенциала в размере 2,5–3%. Эти ожидания также основываются на планируемом использовании средств фонда NGEU1, однако их чистое влияние на рост ВВП, по мнению АКРА, может оказаться несколько меньше, чем оценка Еврокомиссии (1,3–1,8 п.п. ВВП каждый год в период с 2022-го по 2026 год).
Перспективы роста ВВП страны на долгосрочном горизонте вызывают обеспокоенность в первую очередь в силу высокого уровня концентрации экономики на автомобильной промышленности (15% от общего объема выпуска, 4% занятых и 33–34% экспорта). Это потенциально приводит к повышенной зависимости экономической активности в стране от отраслевых рисков и рисков, связанных с колебаниями в мировой торговле, ограниченным предложением и экологическими политиками. Более того, автопром Словакии могут ожидать значительные перемены, принимая во внимание растущую популярность электромобилей, беспилотных автомобилей и каршеринга. В течение 2018–2020 годов средняя доля гибридных автомобилей и электромобилей в общем объеме автоэкспорта Словакии росла примерно в соответствии со среднемировыми показателями (достигнув около 30% в 2020 году). Тем не менее, столь высокая концентрация по-прежнему представляет собой опасность в будущем, а в сочетании с небольшим размером и значительной открытостью экономики Словакии она может оказать значительное негативное влияние на экономический рост и уровень занятости в стране в долгосрочной перспективе.
Кроме того, экономический потенциал Словакии сдерживается сокращением численности рабочей силы и возможным снижением ее качества. Численность рабочей силы будет сокращаться в силу негативных демографических тенденций. Согласно демографическому прогнозу ООН, составленному до начала пандемии, сокращение населения в возрасте от 20 до 74 лет составит 7,5% в 2020–2035 годах. Факторами, которые могут отрицательно сказаться на качестве рабочей силы, являются «утечка мозгов», относительно более слабая система образования по сравнению со средним уровнем других стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также недостаточный уровень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
В последнее время инфляция в Словакии достигла самого высокого уровня с 2004 года: в январе 2022 года гармонизированный индекс потребительских цен (HCPI) превысил 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общий скачок цен в 2021 году примерно соответствовал средней динамике потребительских цен в ЕС. Это в основном объясняется сочетанием существующего ограниченного предложения в мировой экономике, роста мировых цен на энергоносители и восстановления спроса после пандемии. АКРА ожидает постепенного ослабления инфляционного давления в течение 2022–2023 годов.
Благоприятная экономическая конъюнктура, членство в еврозоне и жесткое бюджетное правило ранее оказывали положительное влияние на государственные финансы Словакии. Высокие темпы роста ВВП и постепенное улучшение бюджетного баланса в допандемийный период привели к снижению соотношения консолидированного долга расширенного правительства и ВВП с 54% в 2013 году до 48% по итогам 2019–го. В 2020–2021 годах уровень долга превысил 60% ВВП вследствие действия автоматических стабилизаторов и дискреционных стимулирующих мер. АКРА ожидает, что в большинстве сценариев значение данного показателя не превысит 65% ВВП на конец 2023 года, что обуславливает «Стабильный» прогноз по кредитному рейтингу. Кроме того, в среднесрочной перспективе на относительную долговую нагрузку могут оказать положительное влияние (1) понижательное давление инфляции на соотношение долга к ВВП и (2) воздействие бюджетного правила на будущие бюджетные планы.
Действующее бюджетное правило Словакии доказало свою эффективность в 2012–2020 годах, но его параметры оказались нереалистичными в условиях пандемии. На основании Бюджетного плана на 2022 год и предложенных поправок к Закону о бюджетной ответственности АКРА ожидает, что в 2022 году будет установлен многолетний «потолок» расходов (со вступлением в силу в 2023 году), а также будет увеличена потенциальная верхняя граница долга в более долгосрочной перспективе. Нисходящая траектория верхней границы долга, скорее всего, сохранится и в будущем, несмотря на изменение уровней. По состоянию на 17 февраля 2022 года указанные поправки все еще находились на обсуждении в правительстве.
В соответствии с утвержденным бюджетом, в текущем году баланс расширенного правительства составит -4,9% ВВП (согласно оценке Совета по бюджетной ответственности, в 2021 году баланс составил -7,0% ВВП). АКРА считает этот план реалистичным и полагает, что значительная часть потребностей в финансировании дефицита в 2022 году будет покрыта остатками на счетах правительства благодаря опережающему выпуску государственного долга в 2020–2021 годах. Оцениваемый размер ликвидных активов правительства составляет примерно 18% ВВП (согласно агрегированной финансовой отчетности за 3 квартал 2021 года)
Несмотря на рост долговой нагрузки в 2020–2021 годах и предполагаемое ужесточение монетарной политики со стороны ЕЦБ, АКРА не ожидает значительного ухудшения доступности долгового финансирования, связанного в том числе с увеличением стоимости заимствований. Словакия является членом монетарного союза (еврозоны), валюта которого обладает статусом резервной. К тому же, реализуемые ЕЦБ программы финансовой поддержки (такие как OMT, PEPP и APP) потенциально ограничивают процентные ставки по краткосрочным и среднесрочным государственным облигациям, как если бы по ним существовали условные гарантии, т.е. в кризисных ситуациях банк может выкупить выпущенные правительством облигации на вторичном рынке. Перечисленные факторы в целом оказывают положительное влияние на стоимость долгосрочных заимствований.
В долгосрочной перспективе описанные выше демографические тенденции, как ожидается, будут оказывать значительное давление на структурный баланс бюджета правительства. По оценке Еврокомиссии, к 2070 году расходы на пенсии, здравоохранение и другие социальные цели, связанные с возрастом, должны увеличиться более чем на 10 п. п. ВВП при условии неизменности экономических политик. Словакия входит в число трех наиболее уязвимых стран ЕС в этом отношении. Возможные будущие изменения в параметрах пенсионной системы, включающие, например, возврат привязки пенсионных возрастов к ожидаемой продолжительности жизни, будут очень важны для улучшения сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе.
Риски реализации условных обязательств в целом находятся под контролем. Размер прямых государственных гарантий — традиционно один из самых низких в сравнимых странах ЦВЕ. Риски реализации условных обязательств в банковском секторе были по большей части нивелированы сильной достаточностью капитала и высоким качеством активов, наблюдавшимися до коронакризиса. Как следует из последнего обзора финансовой стабильности Национального банка Словакии, в случае реализации различных консервативно реалистичных сценариев доля потенциально проблемных ипотечных кредитов может составить 2–5%. Ранее лишь около 0,4% всего портфеля розничных кредитов было реклассифицировано в статус просроченных после пандемического кризиса по сравнению с 0,3% портфеля кредитов, предоставленных нефинансовым компаниям. Однако важно отметить, что рост этих долей еще не прекратился. Кредиты, выданные компаниям, работающим в энергоемких и высококонкурентных отраслях (что ограничивает их возможности по включению более высоких цен на энергоносители в цены на выпускаемую продукцию), составляют около 6% от общего объема кредитов, выданных нефинансовым компаниям. По оценке АКРА, такая ситуация вряд ли потребует значительного объема государственной поддержки банковского сектора.
Внешняя позиция Словакии является сильной, что обусловлено членством страны в еврозоне, при этом значительная доля внешнего долга выражена в евро. Чистая инвестиционная позиция Словакии отрицательная, а ее величина является одной из самых значительных среди стран ЕС (-62% ВВП в 2021 году). Однако это во многом объясняется моделью роста экономики, основанной на активном привлечении прямых иностранных инвестиций, нежели является результатом негибкого отрицательного сальдо торгового баланса. По оценке АКРА, внешнеторговый баланс вернется к более привычному уровню -2% ВВП после временного роста до -0,4–1,1% ВВП во время пандемии.
По используемой АКРА шкале институциональные факторы оцениваются выше среднего по миру, но при этом находятся на уровне ниже, чем у стран с аналогичным уровнем кредитоспособности. Самым сильным сдерживающим фактором для Словакии является относительно низкая оценка по показателю контроля над коррупцией (Control of Corruption — один из рассчитываемых Всемирным банком индикаторов качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators)). Кроме того, в 2021 году Словакия занимала 56-е место из 180 стран (первое место соответствует самому низкому уровню восприятия коррупции) в Индексе восприятия коррупции, составляемом международной неправительственной организацией Transparency International.
1 Next Generation EU — созданный Евросоюзом фонд экономической поддержки стран ЕС, пострадавших от пандемии COVID-19.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Словакии определен на уровне A-. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
-
устойчивость госдолга и доступ к рынкам и источникам фондирования;
-
фискальная политика и гибкость бюджета;
-
устойчивость внешнего долга.
Отрицательная корректировка была сделаны по следующему модификатору:
- устойчивость экономического роста.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Словакии повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне A. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне A.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
принятие мер, направленных на улучшение долгосрочной устойчивости бюджета, в частности, пенсионной системы;
-
существенное повышение качества государственного управления и Индекса восприятия коррупции.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
возникновение потенциально серьезных внешних или отраслевых шоков и обстоятельств, которые могут обусловить волатильность темпов экономического роста;
-
потенциальные последствия для Словакии реализации риска деноминации в отдельных странах еврозоны.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Словацкой Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые суверенные кредитные рейтинги Словацкой Республики были опубликованы АКРА 25.10.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Словацкой Республики не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Словацкой Республики дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.