Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при комфортном графике погашения задолженности и несущественных рисках рефинансирования, а также значительным объемом остатков на счетах Региона и сильным бюджетным профилем с незначительной потребностью в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов. Дополнительную поддержку рейтингу Республики оказывают высокие показатели развития региональной экономики.

Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). По оценкам Республики, по итогам 2020 года ее ВРП составил 2 588 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль с незначительной потребностью в использовании свободной ликвидности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 29%. Баланс текущих операций по итогам 2022 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов и соответствует максимальной оценке операционной эффективности бюджета (по методологии АКРА).

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 40%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) превысит 82% по итогам 2022 года.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит менее -2%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, однако ей может потребоваться частичное использование накопленной ликвидности.

По итогам 2021 года объем доходов бюджета Республики на 21% превысил доходы за 2020–й и составил более 355 млрд руб. ННД бюджета за 2021 год увеличились более чем на 35% к уровню предыдущего года: налог на прибыль увеличился практически вдвое, налоги на совокупный доход — в полтора раза, НДФЛ — на 19%. Стоит отметить, что доходы росли с достаточно низкой базы, — в 2020 году ННД бюджета снизились на 17% относительно 2019–го. Безвозмездные поступления в 2021 году снизились на 13% по сравнению с показателем 2020–го. Расходы бюджета по итогам минувшего года возросли на 8%, а итоговый профицит бюджета составил порядка 4% ННД, или около 12,0 млрд руб. (годом ранее дефицит составил 11% ННД).

Согласно актуальной версии закона о бюджете Республики на 2022–2024 годы, в текущем году ННД могут сократиться на 12% по большей части в связи с сокращением поступлений по налогу на прибыль на 24%. Вместе с тем Регион также ожидает снижение объема безвозмездных поступлений на 28% к уровню 2021–го. Предполагается, что расходная часть бюджета сократится на 6%. Ожидаемый дефицит в 10% ННД будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах.

АКРА исходит из предположения, что бюджет по итогам 2022 года может быть исполнен в соответствии с параметрами, прогнозируемыми в законе о бюджете Республики. При этом часть капитальных расходов будет профинансирована за счет привлечения инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК), что позволит частично сохранить объем накопленных средств. Накопленная ликвидность будет использована для финансирования дефицитов будущих периодов.

Умеренно низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. На 01.01.2022 долг Республики Татарстан составил 96,6 млрд руб., что на 1,5 млрд руб. меньше показателя 2020 года. Снижение абсолютной величины долга по итогам прошлого года обусловлено валютной переоценкой государственных гарантий Региона и погашением части бюджетных кредитов. Исторически большую часть долга (89%) составляют бюджетные кредиты, оставшаяся часть приходится на гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Республике необходимо погашать не более 0,5% объема долга ежегодно. Основной объем погашений приходится на период после 2025 года.

Республика участвует в программе предоставления ИБК. В 2022 году объем бюджетных кредитов, предоставленных Региону для строительства инфраструктуры, составит 10,4 млрд руб. Эти средства позволят профинансировать часть капитальных расходов Республики в текущем году.

Соотношение долга и текущих доходов Республики по итогам 2021 года составило 31%. АКРА ожидает увеличение данного показателя в 2022 году до 40% в связи с предоставлением Республике ИБК, тем не менее уровень долговой нагрузки сохранится умеренно низким.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 0,03% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Республики составит порядка 3%.

Профицит бюджета позволил увеличить объем остатков на счетах. По итогам 2021 года объем свободной ликвидности более чем в полтора раза превысил показатель на конец 2020–го. С начала 2021 года остатки на счетах бюджета Республики в среднем были сопоставимы с объемом ежемесячных расходов. В 2022 году Регион планирует направить большую часть накопленных средств на финансирование возможного дефицита бюджета по итогам года.

Коэффициент ликвидности Республики, рассчитанный для 2022 года, превысит 100%, что указывает на умеренно высокий уровень объема доступных для погашения текущих обязательств и финансирования планируемого дефицита средств.

В среднесрочной перспективе, по оценкам АКРА, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, невысокая.

Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. Договор с Управлением Федерального казначейства на дату проведения анализа не был заключен в силу отсутствия необходимости.

Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2018 по 2021 год максимальную долю (порядка 23%) налоговых поступлений (усредненная доля за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 12% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, а совокупность обрабатывающих отраслей сформировала около 22% налоговых поступлений Региона.

Усредненный ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 110%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 350%. Усредненный показатель безработицы за 2017–2020 годы, рассчитываемой по методологии МОТ, находится на низком уровне в 3,5%. По прогнозам Республики, уровень безработицы в 2021 году составил 2,6%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Республики по итогам 2022 года в соответствии с параметрами, заложенными в текущей версии закона о бюджете;

  • привлечение в 2022 году ИБК из федерального бюджета в соответствии с утвержденным лимитом;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • отсутствие необходимости в привлечении дополнительного долгового финансирования для покрытия текущих расходов;

  • отсутствие необходимости в погашении государственных гарантий Республики в текущем году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;

  • необходимость исполнения гарантийных обязательств перед Минфином России;

  • исполнение бюджета по итогам 2022 года с дефицитом, превышающим объем доступной ликвидности.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.