Повышение кредитного рейтинга Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки за счет увеличения доходов и снижения размера долга, а также ростом уровня ликвидности областного бюджета. Кредитный рейтинг характеризуется умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, умеренно низкой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга.
Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В 2020 году в Регионе проживало 0,4% населения РФ. Валовой региональный продукт (ВРП) Области в 2019 году составил 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при неравномерном графике погашения долга. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) уменьшилось с 49% на конец 2020 года до 33% на конец 2021-го, что было обусловлено как ростом доходов областного бюджета, так и уменьшением долга. По оценкам АКРА, на конец 2022 года долг Области может составить порядка 42% ее текущих доходов. Все указанные выше показатели соответствуют умеренно низкому уровню риска. Соотношение усредненных 1 долга и ВРП Области в 2018–2022 годах составит порядка 6%.
По состоянию на 01.01.2022 долг Региона был представлен бюджетными и банковскими кредитами (74 и 26% соответственно). Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета благодаря высокой доле бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит менее 1%. По состоянию на указанную выше дату в 2022 году Области предстояло погасить или рефинансировать порядка 29% своей задолженности. В январе 2022 года Область досрочно погасила часть банковского долга, в оставшиеся одиннадцать месяцев текущего года Области предстоит погасить или рефинансировать 19% своих долговых обязательств.
Рост уровня ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2022 почти в пять раз превысили показатель на начало 2021 года. По состоянию на 01.02.2022 остатки на счетах превысили среднемесячные расходы областного бюджета за 2021 год. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году может составить порядка 73%.
Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит 68%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 9,5%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит 0,6%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составят 15% совокупных расходов бюджета, в значительной степени они финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
В 2021 году доходы областного бюджета увеличились на 31% по сравнению с 2020-м, а расходы — на 8%. Рост доходов обусловлен увеличением налоговых поступлений от предприятий химической промышленности. Профицит областного бюджета составил 6,7 млрд руб. (18% ННД) и был направлен на погашение долга Области и пополнение остатков на счетах по учету средств областного бюджета.
Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом 4% ННД, который планируется профинансировать за счет средств, накопленных на счетах в предыдущие годы, и привлечения долга.
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической промышленности составляла от 4 до 15% его налоговых доходов за 2016–2020 годы. За одиннадцать месяцев 2021 года на предприятия химической промышленности приходилось порядка 30% всех налоговых доходов Области. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также обработка древесины и производство бумаги и бумажных изделий. ВРП Региона на душу населения в 2019 году составил 71% среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2020 году превысила региональный прожиточный минимум в 2,6 раза. Уровень безработицы в Регионе в 2016–2019 годах был ниже среднероссийских показателей и в 2019-м составил 3,6%. В 2020 году безработица в Новгородской области выросла до 5,8%, сравнявшись со средним для России уровнем.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
исполнение бюджета в 2022 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение двух лет);
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 40%;
-
дальнейший рост уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
-
рост долговой нагрузки более 50% текущих доходов.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Отсутствуют.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были