Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, минимальным уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывает высокая степень гибкости бюджета наряду с большой долей капитальных расходов, финансируемых Областью самостоятельно.

Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ) без учета населения автономных округов. По оценке Области, ее валовый региональный продукт (ВРП) без учета автономных округов по итогам 2021 года мог составить 1 357 млрд руб. Ежегодно его доля оценивается приблизительно в 1,3% совокупного ВРП регионов РФ.

Ключевые факторы оценки

Высокая степень самодостаточности бюджета и гибкости его расходной части. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2018–2022 годах составит 16%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет слабоотрицитальным. Это свидетельствует о достаточности текущих доходов Региона для финансирования его текущих расходов, однако для финансирования капитальных расходов появляется необходимость в привлечении заемных средств или использовании накопленной ликвидности.

Расходы бюджета отличаются высокой гибкостью: усредненная в 2018–2022 годах доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) составит 24%. Регион финансирует более 90% своих капитальных расходов за счет собственных средств, что, по мнению АКРА, является дополнительным резервом по сокращению расходов.

Бюджет Тюменской области характеризуется высокой долей собственных доходов в совокупном объеме доходов (без учета субвенций): в период с 2018 по 2022 год усредненное соотношение данных показателей составит 95%.

В соответствии с Законом о бюджете на текущий год, в 2022 году прогнозируется снижение поступлений по налогу на прибыль организаций на 25% к показателю 2021 года, в результате чего налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) сократятся на 20%. В 2021 году наблюдался рост поступлений по налогу на прибыль на 75%, в связи с чем доходы Области выросли на 48%, что позволило закончить год с профицитом в 11% ННД на фоне роста расходов на 7%. Наиболее резкий рост поступлений наблюдался в секторе производства нефтепродуктов.

Минимальный уровень долговой нагрузки. В 2021 году отношение долга Региона к текущим доходам составило минимальные 0,4%, долг был представлен бюджетными кредитами и гарантиями.

Доля краткосрочного долга не влияет на оценку долгового профиля в связи с низкой долговой нагрузкой.

В течение 2022–2023 годов Область может получить до 6,5 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов, а также будет принимать участие в программе строительства инфраструктуры, организованной АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»). Для этих целей предоставлена госгарантия Тюменской области на сумму 647,6 млн руб. Обязательства принципала, обеспеченные госгарантией, на дату публикации не возникли.

Исходя из параметров бюджета Области, долговая нагрузка на ее бюджет возрастет по итогам 2022 года до 18% текущих доходов в связи с необходимостью финансирования планируемого дефицита. Это не окажет влияния на кредитный рейтинг Региона, поскольку долговая нагрузка останется на низком уровне.

Расходы на обслуживание госдолга минимальны и являются необременительными для бюджета Региона.

Соотношение долга Области и ее ВРП стабильно находится на низком уровне.

Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. Тюменская область обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.01.2022 многократно превышает объем совокупного долга и почти в пять раз — среднемесячные расходы бюджета за 2021 год.

Высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2016–2019 годах усредненное значение данного показателя в 1,3 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2017–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (в 2020 году превысило четырехкратное значение), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2017–2020 годах был ниже среднероссийского показателя.

Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, на сухопутный и трубопроводный транспорт.

Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО), действующий до 31.12.2025. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • сокращение капитальных расходов в случае снижения доходов бюджета;

  • рост долговой нагрузки в 2022 году до 18% текущих доходов;

  • сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение политики управления бюджетными расходами в пользу наращивания текущих расходов;

  • сокращение ликвидности до уровня ниже ежемесячных расходов бюджета;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.