Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низкой относительной долговой нагрузкой, умеренными рисками рефинансирования обязательств и низким уровнем остатков на счетах. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают стабильные показатели развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Рейтинг сдерживается отрицательным модифицированным бюджетным дефицитом в прогнозном периоде, низкой операционной эффективностью бюджета и ожидаемым ростом процентных расходов из-за изменения структуры долга.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2021 году составило 225 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Иркутской области составляет порядка 10% ежегодно.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ
Умеренный бюджетный профиль с возрастающей потребностью в привлечении долгового финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит -3%, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования большей части текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 13%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Братска (без учета субвенций) составит 65%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, останется отрицательным, составив -3%. Отрицательное значение показателя указывает на рост потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.
По итогам 2021 года совокупные доходы бюджета выросли на 24% по сравнению с показателем 2020-го, при этом ННД приросли почти на 21%. Рост ННД был обусловлен в первую очередь увеличением более чем в два раза платежей за пользование природными ресурсами. Значительный прирост также продемонстрировали поступления по налогам на совокупный доход (на 32%), тогда как поступления по НДФЛ выросли на 9%. Расходная часть бюджета Города увеличилась на 22%, при этом текущие расходы выросли на 26%, а капитальные сократились на 17%. Дефицит по итогам года составил 4% ННД и был полностью профинансирован за счет заемного финансирования.
Согласно актуальной версии Решения о городском бюджете, в текущем году предусматривается снижение доходной части бюджета на 12% к уровню 2021 года, при этом ННД Города сократятся на 1%, а объем безвозмездных поступлений — на 17%. Расходная часть уменьшится на 13%, а ожидаемый дефицит в 2% ННД будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах.
АКРА полагает, что в течение 2022 года темпы роста расходной части бюджета будут превышать запланированные Городом, тогда как объем доходов останется в пределах, прогнозируемых Решением о бюджете. Это может привести к увеличению дефицита относительно уровня, отраженного в актуальных оценках Города. Дефицит, превышающий остатки на счетах, по мнению АКРА, будет профинансирован за счет привлечения долга.
Низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования. На 01.01.2022 долг Братска составил 1,4 млрд руб., что на 250 млн руб. превышает показатель на начало 2021 года. Долговой портфель представлен коммерческими и бюджетными кредитами (78 и 22% соответственно). За 2021 год доля банковского долга выросла с 54 до 78%. АКРА отмечает это фактор как негативный в условиях роста процентных ставок. Как следует из текущего графика погашения долга, в 2022–2023 годах Братску необходимо погасить или рефинансировать более 60% долговых обязательств. В 2022 году погашению подлежит 23% долга, или 320 млн руб., включая бюджетные кредиты, полученные от Иркутской области (порядка 170 млн руб.).
Относительная долговая нагрузка на городской бюджет невысока: на конец 2022 года, по прогнозу АКРА, долг Братска может составить 22% его текущих доходов, или 53% ННД. Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов, поступающих в виде трансфертов, что характерно для бюджетов большинства муниципальных образований.
Процентные расходы необременительны и по итогам года не превысят 1,5% совокупных расходов (без учета субвенций). Однако в связи с тем, что часть бюджетных кредитов, выданных Иркутской областью, замещается коммерческим долгом, АКРА ожидает рост показателя процентных расходов.
Валовой городской продукт (ВГП) Братска не рассчитывается в силу отсутствия данных, однако, по мнению Агентства, соотношение долга Города и его ВГП могло бы быть значительно ниже 20%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии Агентства.
Среднемесячные остатки на счетах бюджета Братска в течение 2021 года покрывали в среднем четверть его ежемесячных расходов, что сопоставимо с уровнем свободной ликвидности 2020-го. На 01.01.2022 средства на счетах составили около 191 млн руб., что сопоставимо с погашаемым в текущем году объемом коммерческого долга.
Коэффициент ликвидности Города по итогам 2022 года составит 23%, что соответствует умеренно низкому уровню по методологии Агентства. Для покрытия кассовых разрывов Город использует короткие кредиты Управления Федерального казначейства.
Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (усредненное за 2018–2021 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 28%). По мнению Агентства, усредненный за 2016–2019 годы скорректированный подушевой ВГП мог бы составить 114% от среднестранового показателя.
Усредненная за 2017–2020 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в три раза превысила прожиточный минимум Братска. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период составил порядка 5%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
объем доходов бюджета в 2022 году не ниже запланированного на текущий момент уровня;
-
рост расходов бюджета не выше 9% по сравнению с показателем 2021-го;
-
использование остатков на счетах в полном объеме для финансирования дефицита бюджета;
-
рефинансирование обязательств, в том числе бюджетных кредитов, за счет привлечения банковских займов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение операционной эффективности бюджета при снижении потребности в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели;
-
ориентирование долговой политики Города на использование более долгосрочных инструментов;
-
значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
-
рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;
-
дальнейший рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;
-
использование краткосрочных долговых инструментов при рефинансировании текущей задолженности;
-
снижение объема доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.