Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.
Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (5,1 трлн руб. в 2019 году, или 5,4% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при высоком уровне ликвидности бюджета. На конец 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) составило 38%. По оценкам АКРА, в случае исполнения бюджета Области с дефицитом, предусмотренным законом о бюджете, ее долг на конец 2022 года может составить 42% текущих доходов. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных1 долга и ВРП Области в 2018–2022 годах составит порядка 4%.
По состоянию на 01.01.2022 долг Области представлен облигациями (49%), а также бюджетными и банковскими кредитами (40 и 11% соответственно). Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. На указанную выше дату в 2022 и 2023 годах погашению (рефинансированию) подлежат 35% долговых обязательств Региона.
Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. По состоянию на 01.01.2022 остатки на счетах превысили среднемесячные расходы бюджета Области в 2021 году в 1,4 раза. Московская область регулярно размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году может составить порядка 76%.
Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2018–2022 годах усредненное соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета без учета субвенций составит порядка 89%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 18%. В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -5%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
В 2021 году доходы областного бюджета увеличились на 25%, а расходы уменьшились на 1%. Профицит бюджета в 2021 году составил 3% ННД. Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом на уровне 7% ННД, который планируется покрыть за счет размещения облигаций и привлечения банковского долга. В случае неблагоприятной конъюнктуры на долговом рынке Область может задействовать для финансирования дефицита остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы.
Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2016–2020 годах) и относительно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2020 году средняя заработная плата превысила прожиточный минимум в 3,9 раза). ВРП Области растет быстрее, чем в среднем по России: в 2020 году рост ВРП Области составил 6,2% при среднестрановом показателе 1,6%. Темпы роста промышленного производства в Области в 2016–2020 годах значительно опережали среднероссийский показатель (порядка 10% в год при среднестрановом уровне не более 4%).
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга, подлежащего погашению в течение двух лет);
-
исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом не более 3% ННД;
-
сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
значительное снижение ликвидности областного бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов;
-
существенное сокращение средней срочности рыночного долга.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).
Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.