Повышение кредитного рейтинга Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлено тем, что при минимальной долговой нагрузке Область сумела аккумулировать запас ликвидности, позволяющий ей финансировать дефицит, который может превысить текущие оценки. Кредитный рейтинг Тверской области также обусловлен высоким уровнем капитальных расходов, который в некоторых случаях может рассматриваться как резерв сокращения расходов бюджета.

Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.

Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). В 2020 году ВРП Области достиг 491 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 16% всей электроэнергии ЦФО по данным 2020 года.

Ключевые факторы оценки

Накопленная ликвидность позволит Региону финансировать дефицит бюджета. Последние четыре года среднее значение остатков на счетах постоянно росло и на конец 2021 года достигло значения, более чем двукратно превышающего среднемесячные расходы бюджета (данные без учета средств автономных и бюджетных учреждений, которые Область также использует в управлении ликвидностью). На 01.01.2022 объем остатков на счетах Области превышал сумму долга Области.

Такой запас ликвидности позволит Области финансировать дефицит, который в новых экономических условиях может оказаться выше, чем предполагалось при формировании первоначальных параметров закона о бюджете.

Тверская область не размещает депозиты, хотя имеет на это право согласно статье 236 Бюджетного кодекса РФ. За 2021 год доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, превысили 1 млрд руб.

Коэффициент ликвидности по итогам 2021 года составил 408%.

АКРА полагает, что в результате расходования накопленной ликвидности коэффициент ликвидности по итогам 2022 года составит менее 140%.

Прогнозируемый уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется умеренно низким уровнем — на конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 18,2%. Согласно закону о бюджете Области, по итогам 2022 года это соотношение может остаться на том же уровне. АКРА полагает, что по результатам текущего года долговая нагрузка может вырасти до 24% в случае необходимости финансировать потенциальный дефицит.

На 01.01.2022 и на 01.03.2022 долг Региона составлял 14,8 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами с погашением в 2022–2034 годах.

Риски рефинансирования оцениваются как низкие. В 2022–2024 годах Области предстоит погашать порядка 6% долга ежегодно.

Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на кредитный рейтинг.

Сбалансированная бюджетная политика, направленная на сдерживание темпов роста расходов бюджета. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в составе доходов. АКРА полагает, что усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит 73%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период составит 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2022 году будет равно -2%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, при финансировании капитальных расходов может возникать необходимость привлечения заемных средств.

Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления от НДФЛ и от налога на прибыль, которые формируют до 30% ННД каждый. Налоги на товары и услуги и налоги на имущество формируют 15–21% ННД каждый ежегодно.

Расходы бюджета выросли в 2021 году на 16%. Область закончила год с профицитом 5,7% ННД, который позволил увеличить остатки на счетах Области в Федеральном казначействе.

В 2022 году Регион ожидает дефицит бюджета в размере 2,1% ННД, который будет профинансирован за счет остатков средств. АКРА полагает, что этот уровень может быть превышен и будет профинансирован за счет остатков средств бюджета и частично за счет наращивания долга.

Капитальные расходы Области выросли более чем вдвое относительно 2020 года. В 2022 году ожидается их дальнейший рост. Капитальные расходы примерно наполовину обеспечены трансфертами. В итоге усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2018–2022 годах будет составлять 17%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.

Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП Области не превышает 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет не более трех региональных прожиточных минимумов.

Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2021 году, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (23%). Почти половину этих поступлений обеспечили производство прочих транспортных средств и оборудования, а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии. Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • снижение налоговых доходов и рост текущих расходов относительно уровня 2021 года;

  • финансирование дефицита преимущественно за счет использования накопленной ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейший рост уровня капитальных расходов областного бюджета;

  • сохранение высокого уровня ликвидности после финансирования дефицита бюджета текущего года;

  • рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;

  • рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.