Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества (далее — МБЭС, Банк) обусловлен его высокими финансовыми показателями, основанными на сильной оценке достаточности капитала, удовлетворительной оценке риск-профиля, адекватной оценке фондирования и ликвидности, а также умеренно сильной оценке структуры собственности и степени поддержки Банка странами-акционерами.

Изменение прогноза со «Стабильного» на «Негативный» по кредитному рейтингу Банка по международной шкале обусловлено рисками, связанными с потенциальным выходом пяти стран ЕС из состава акционеров МБЭС. При этом умеренное понижение рейтинга Банка по международной шкале в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, не приведет к понижению рейтинга Банка по национальной шкале, что определяет «Стабильный» прогноз по рейтингу по национальной шкале.

МБЭС — международная финансовая организация, цель деятельности которой заключается в содействии развитию экономик стран-акционеров Банка, внешнеэкономических связей между хозяйствующими субъектами стран-акционеров, а также расширению их внешнеторговых отношений с контрагентами из третьих стран. Штаб-квартира Банка расположена в Москве. По состоянию на конец 2021 года странами-акционерами МБЭС являются Российская Федерация (51,6%), Чешская Республика (13,3%), Республика Польша (12%), Республика Болгария (7,6%), Румыния (7,1%), Словацкая Республика (6,7%), Монголия (1,3%) и Социалистическая Республика Вьетнам (0,4%).

С момента создания в 1963 году Банк принимал участие в реализации международных инициатив, в частности, в качестве коллективной валютной и расчетной платформы Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в состав которого входили нынешние участники Банка, а также его бывшие члены — ГДР, Венгрия и Куба. В 2018 году страны-акционеры МБЭС приняли решение о реформировании и возобновлении работы Банка, усилив его изначальный мандат.

2 марта 2022 года было опубликовано совместное заявление министров финансов пяти стран ЕС — Чехии, Польши, Болгарии, Румынии и Словакии — о намерении этих стран выйти из состава акционеров МБЭС. В соответствии с уставными документами МБЭС выход менее двух третей участников из состава акционеров (т. е. менее шести стран-участников) не приводит к процедуре ликвидации Банка. В настоящее время АКРА полагает ликвидацию Банка маловероятной.

Ключевые факторы оценки

Качество управления, качество стратегии и транспарентность операционной деятельности оцениваются как адекватные. Ключевыми аспектами перезапуска работы МБЭС в 2018 году были приход новой команды руководителей с международным опытом работы и реорганизация системы управления персоналом с целью привлечения наиболее профессиональной команды. После перезапуска МБЭС внес значительные изменения в систему корпоративного управления и реформировал кадровую политику, внедрив новые ключевые механизмы, такие как переход от системы формирования штатной структуры на основе страновых квот к системе, основанной на международной конкуренции, а также ряд иных управленческих политик.

АКРА полагает, что в случае выхода стран ЕС из состава акционеров МБЭС состав менеджмента и стратегия Банка будут значительно скорректированы. Риски, связанные с этими изменениями, учтены в «Негативном» прогнозе по рейтингу по международной шкале.

Сильная позиция по капиталу. МБЭС поддерживает значительный уровень капитала, что позволяет Банку противостоять потенциальному существенному ухудшению качества активов, которое может быть вызвано системными событиями. По состоянию на конец 2021 года оплаченный капитал МБЭС составлял 200 млн евро, объявленный капитал — 400 млн евро. В то же время Банку все еще предстоит внедрить схему реализации неоплаченной части уставного капитала. По состоянию на конец 2021 года показатель достаточности основного капитала (Tier–1), рассчитанный согласно базельским стандартам, был равен 39%. Согласно расчетам АКРА, рентабельность капитала МБЭС на ту же дату составляла 1,7%.

В соответствии с уставными документами МБЭС в случае выхода страны из Банка ее взнос в уставный капитал подлежит возврату. При этом из суммы взноса удерживается сумма задолженности страны перед Банком. По расчетам АКРА, в случае выхода стран ЕС из состава акционеров МБЭС показатели достаточности капитала Банка могут существенно снизиться, но останутся в диапазоне, соответствующем сильной оценке позиции по капиталу. В то же время негативное давление на капитал Банка может оказать создание резервов по кредитному портфелю, размер которого в настоящее время не определен. Влияние двух этих факторов в совокупности может привести к снижению оценки достаточности капитала Банка, что учтено в «Негативном» прогнозе по рейтингу по международной шкале.

АКРА оценивает риск-профиль Банка как удовлетворительный. В течение 2021 года общий объем активов Банка снизился на 4,7% (с 815 млн евро до 776 млн евро), в основном на фоне сокращения вложений в ценные бумаги. Кредитный портфель МБЭС на конец 2021 года составлял около 50% всех активов Банка; основную часть портфеля формируют выданные кредиты, при этом значительная доля ссудной задолженности обеспечена корпоративными, государственными либо другими гарантиями. Банк уделяет повышенное внимание торговому финансированию, которое рассматривается в качестве одного из основных направлений деятельности (его объем на конец 2021 года составил 103 млн евро, что на 37% больше, чем за предыдущий год). Определенная доля кредитного портфеля относится к активам с низкой кредитоспособностью: согласно отчетности Банка по состоянию на конец 2021 года, объем активов стадии 3 составил 8,3 млн евро. Тем не менее АКРА отмечает наличие полной гарантии, специально предоставленной одним из крупнейших государств-акционеров по данному типу активов.

В условиях текущего политического и экономического кризиса Банк проводит политику ограничения кредитного риска и не наращивает объем своих кредитных портфелей. Банк полагает, что в результате переоценки кредитных рисков по части заемщиков он будет вынужден создать дополнительные резервы, сумма которых в настоящее время не определена. Кроме того, в случае выхода стран ЕС из состава акционеров АКРА ожидает снижение кредитной активности МБЭС на территориях этих стран, что может привести к существенному росту концентрации портфеля финансовых активов. Потенциальное воздействие этих факторов на оценку риск-профиля учтено в прогнозе по рейтингу по международной шкале.

Позиция Банка по ликвидности и фондированию оценивается как адекватная. Пассивы МБЭС умеренно диверсифицированы по источникам фондирования (индекс Херфиндаля — Хиршмана составляет 28%). По состоянию на конец 2021 года общий объем долгосрочного привлечения был равен 154 млн евро (20% от общего объема фондирования, включая капитал), а показатель чистого стабильного фондирования и показатель покрытия ликвидности составляли 115 и 870% соответственно. Размещение первого выпуска облигаций МБЭС на российском рынке состоялось в 2019 году, объем выпуска — 7 млрд руб., срок обращения — 10 лет. В конце первой половины 2020 года Банк осуществил размещение второго выпуска облигаций (объем — 5 млрд руб., срок обращения — 10 лет), а также привлек долгосрочный связанный кредит (под инфраструктурные проекты) в размере 41 млн евро. В июне 2021 года Банк расширил свою кредитную географию, осуществив первый на болгарском рынке выпуск облигаций на сумму 68 млн болгарских левов.

В настоящее время Банк сохраняет высокие показатели ликвидности, чему, в частности, способствует снижение его кредитной активности. АКРА полагает, что в случае выхода стран ЕС из состава акционеров МБЭС возможности по фондированию Банка будут ограничены, однако общая оценка фактора фондирования и ликвидности останется адекватной.

АКРА снижает оценку уровня значимости МБЭС для стран-акционеров, заявивших о намерении выйти из состава акционеров. В то же время оценка значимости Банка для остальных стран сохраняется на прежнем уровне. При этом оценка уровня поддержки со стороны стран-акционеров не ограничивает оценку собственной кредитоспособности (ОСК) Банка, которая определяет итоговый рейтинг.

Кредитный рейтинг МБЭС по национальной шкале для Российской Федерации определен на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • продолжение осуществления Банком основных функций в рамках принятой стратегии;

  • поддержание достаточности капитала на уровне, превышающем 25%;

  • сохранение комфортной позиции по ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по международной шкале

«Негативный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности понижение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • адаптация Банка к изменяющимся условиям, сопровождающаяся устойчивым улучшением оценок факторов рейтинга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • ухудшение АКРА оценки стратегии и прозрачности деятельности;

  • снижение уровня достаточности капитала, в том числе в результате ухода действующих акционеров;

  • рост концентрации кредитных активов;

  • рост объема проблемных активов;

  • ухудшение позиции по ликвидности и фондированию.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по национальной шкале для РФ

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • значительное понижение кредитного рейтинга МБЭС по международной шкале.

Компоненты рейтинга по международной шкале

ОСК: a-.

Корректировки: отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Биржевые облигации Международного банка экономического сотрудничества серии 001Р-02 (RU000A101RJ7), дата погашения — 03.06.2030, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AAA(RU).

Обоснование. Кредитный рейтинг выпуска облигаций серии 001Р-02 (RU000A101RJ7) соответствует кредитному рейтингу МБЭС.

Облигационный выпуск является старшим необеспеченным долгом МБЭС. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпуска АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам МБЭС.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Международного банка экономического сотрудничества был присвоен по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов международным кредитным организациям и другим наднациональным институтам развития по международной шкале. Кредитные рейтинги Международного банка экономического сотрудничества и облигационного выпуска Международного банка экономического сотрудничества (RU000A101RJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Международного банка экономического сотрудничества по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 18.05.2020. Впервые кредитный рейтинг облигационного выпуска Международного банка экономического сотрудничества (RU000A101RJ7) по национальной шкале для Российской Федерации был опубликован АКРА 15.06.2020. Очередной пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Международного банка экономического сотрудничества, а также кредитного рейтинга указанного выпуска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Международным банком экономического сотрудничества, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Международного банка экономического сотрудничества по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Международный банк экономического сотрудничества принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Международному банку экономического сотрудничества дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алексей Бредихин
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 83
Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.