АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Беларусь (далее — Беларусь, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B+ и в национальной валюте — B+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне B и в национальной валюте — B.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу в иностранной валюте и национальной валюте изменен на «Развивающийся». «Развивающийся» прогноз предполагает возможность разнонаправленного движения рейтинга: неизменность, повышение или понижение на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Относительно высокий уровень благосостояния.
  • Умеренный уровень госдолга.

  • Углубление интеграции с Россией.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Волатильность экономического роста.
  • Риски реализации условных обязательств.

  • Слабая внешняя позиция.

  • Узость внутреннего рынка капитала.

Обоснование кредитного рейтинга

Изменение прогноза по кредитному рейтингу со «Стабильного» на «Развивающийся» отражает повышенную экономическую неопределенность в стране и накопление в экономике негативных тенденций. АКРА ожидает падение ВВП, ускорение инфляции и ухудшение внешней позиции страны в ближайшем будущем. Сохраняются риски, связанные с реализацией условных обязательств как в финансовом, так и в нефинансовом секторах. Вместе с тем АКРА отмечает сохраняющуюся способность Беларуси обслуживать свой суверенный долг, а также по-прежнему умеренный уровень государственного долга.

После наблюдавшегося в 2021 году экономического роста, связанного с восстановлением экономик основных торговых партнеров страны, ростом цен на экспортируемые товары, а также со стабильно положительным вкладом ИТ-сектора в экономический рост, экономика Беларуси, по мнению АКРА, сократится в 2022 году. Из-за повышенной неопределенности влияние негативных факторов довольно сложно оценить количественно. Основными негативными факторами станут падение ВВП России (главного торгового партнера страны), а также сокращение торговых операций с Украиной, на которую приходилось 13,6% экcпорта. Кроме того, открытая экономика Беларуси будет ощущать негативные внешнеэкономические и финансовые последствия международных санкций, введенных ЕС и США.

Негативное влияние санкций будет смягчаться за счет расширения экономического взаимодействия Беларуси с Россией и Китайской Народной Республикой и перехода на расчеты в национальных валютах. Однако эти процессы займут определенное время, так что в ближайшей перспективе негативные факторы окажутся определяющими.

В январе 2022 года инфляция в Беларуси оставалась на высоком уровне и составляла 10,4%. Проинфляционные факторы, связанные с ценами на продовольствие, медикаменты и топливо, а также с обесценением национальной валюты, по-прежнему преобладают. Инфляционные ожидания населения устойчиво превышают 10%, составив 14,2% в декабре 2021-го. По мнению АКРА, данные факторы будут способствовать сохранению повышенных темпов роста цен. В 2020 году на фоне кризиса Национальный банк Республики Беларусь (НБРБ) принял решение об отсрочке перехода к режиму инфляционного таргетирования и об отмене графика заседаний Правления НБРБ. С целью ограничения инфляции НБРБ увеличил ставку рефинансирования до 12% с первого марта 2022 года. Однако эффективность денежно-кредитной политики ограничена как из-за использования правительством отдельных инструментов директивного кредитования в рамках поддержки отраслей, в наибольшей степени пострадавших во время пандемии коронавируса, так и из-за значительной валютизации банковской системы.

Внешняя позиция страны остается слабой в связи с небольшим объемом международных резервов и существенно возросшими рисками, связанными со снижением физических объемов экспорта. Санкции, введенные в отношении Беларуси со стороны ЕС, затрагивают значительную часть экспорта в страны Евросоюза. Кроме того, торговое сальдо с Украиной в прошлом году обеспечило приток иностранной валюты в размере 3,9 млрд долл. США. Таким образом, под риском сейчас оказывается значительный объем экспортных поступлений. Отчасти этот риск будет компенсирован ростом цен на экспортные товары, тогда как окончательный эффект зависит от способности Беларуси сократить импорт из стран ЕС, а также от масштабов падения торговли с Украиной.

Риски рефинансирования внешнего долга сохраняются. За 2021 год внешний долг Беларуси сократился на 0,1 млрд долл. США и составил 42,0 млрд долл. США (61% ВВП). Внешний долг НБРБ вырос на 0,6 млрд долл. США после получения транша МВФ, выделенного стране в рамках нового общего распределения специальных прав заимствования (СДР) для содействия восстановлению мировой экономики в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Внешняя задолженность банковского сектора выросла на 0,5 млрд долл. США, незначительно увеличился внешний долг, связанный с прямыми инвестициями – на 0,01 млрд долл. США. Внешний долг остальных секторов экономики снизился на 1,2 млрд долл. США. На 01.03.2022 международные резервы НБРБ составили 8,3 млрд долл. США, в том числе золото — 3,2 млрд долл. США, иностранная валюта — 3,5 млрд долл. США. Значительная часть резервов состоит из валютных остатков Министерства финансов Республики Беларусь, поэтому объем доступных резервов для проведения НБРБ валютной политики ограничен. Еще одним ограничением являются санкции, наложенные ЕС на операции с НБРБ.

На конец 2021 года объем внешнего долга, погашаемого в течение 12 месяцев, составил 16,4 млрд долл. США, в том числе торговое финансирование — 7,3 млрд долл. США. На указанную дату покрытие резервами совокупного внешнего долга страны было на уровне 20,1%, а погашаемого в течение 12 месяцев долга — 50,8%. Довольно низкое покрытие внешнего долга усугубляется ограниченным доступом белорусских эмитентов к внешним рынкам и сокращением базы международных кредиторов. Основным кредитором экономики Беларуси все в большей мере становится Россия. Положительным фактором является накопление компаниями внешних активов: в 2021 году их объем вырос почти на 1,0 млрд долл. США и достиг 17,3 млрд долл. США.

С учетом более гибкой валютной политики НБРБ Агентство не ожидает сохранения наблюдавшихся ранее темпов девальвации в стране, когда средний курс национальной валюты к доллару США в 2015-м увеличился на 56% по сравнению с 2014 годом.

В то же время риски рефинансирования госдолга незначительны. Это объясняется накопленными остатками и тем, что на совокупные выплаты (погашение и обслуживание) по госдолгу приходится около 43% выплат перед Россией. По информации, озвученной официальными лицами Беларуси, Россия отсрочила погашение обязательств по госкредитам на пять-шесть лет, и есть намерение изменить валюту госдолга перед Россией с долларов США на российские рубли. На выплаты по внутренним облигациям приходится 24% совокупных платежей по госдолгу (0,9 млрд. долл. США); эта сумма может быть рефинансирована внутри страны. Оставшиеся выплаты составляют около 1,2 млрд долл. США; часть из них приходится на кредиты перед китайскими банками, рефинансирование которых также можно ожидать, а часть — на погашение еврооблигаций в российских рублях. Следовательно, риски обслуживания госдолга в 2022 году невелики. Ближайший выпуск еврооблигаций в долларах США на 0,8 млрд долл. США погашается феврале 2023 года. Структурным риском для госдолга является отсутствие заимствований в национальной валюте, что повышает зависимость бюджета от внешних источников финансирования.

На фоне сильного внешнего спроса исполнение бюджета Беларуси в 2021 году оказалось лучше запланированного. Доходы консолидированного бюджета (центральный бюджет, местные бюджеты, бюджет Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь) превысили изначально планировавшийся уровень на 13,6%, а фактические расходы — на 6,1%. В результате профицит составил 0,2% ВВП по сравнению с планировавшимся дефицитом в 2,4% ВВП. Благоприятная конъюнктура позволила сохранить ликвидные остатки бюджета, объем которых АКРА оценивает в 5,4 млрд долл. США на конец 2021 года (7,9% ВВП). Госдолг Беларуси (включая долг регионов и госгарантии) за 2021 год снизился на 6,8 п. п. ВВП до 41,1% ВВП, что является умеренным уровнем для стран с сопоставимыми рейтингами. Факторами, способствовавшими снижению госдолга, послужили номинальный рост ВВП на 15,7% и укрепление национальной валюты к доллару США. Таким образом, по итогам 2021 года страна сохранила определенный запас фискальной прочности.

Консолидированный бюджет на 2022 год принят с дефицитом 1,3% ВВП. Предполагалось, что ВВП в этом году вырастет на 0,7%, а инфляция составит 6,0%. Негативное влияние на доходную часть бюджета окажет снижение экономической активности и внешнеторговых операций, однако повышенная инфляция отчасти нивелирует этот эффект. Расходы, запланированные на 7,4% выше фактического показателя за 2021 год, могут вырасти более значительно из-за необходимости оказания дополнительной поддержки реальному сектору экономики и возможного увеличения социальных расходов (в том числе зарплат) на фоне роста инфляции. Следовательно, дефицит может оказаться больше планируемого.

Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов, связанных со старением населения. По данным МВФ, такие расходы к 2030 году вырастут на 5,0 п. п. ВВП по сравнению с 2020-м. Риски реализации условных обязательств остаются высокими, несмотря на небольшое улучшение финансового состояния нефинансового сектора.

Риски того, что закредитованность компаний негативно скажется на банковской системе страны, остаются, хотя текущие финансовые показатели банковского сектора выглядят благоприятно. За 2021 год доля необслуживаемых активов увеличилась с 4,8 до 5,3% от объема совокупных активов. Достаточность нормативного капитала за тот же период выросла с 17,2 до 17,9%. Реальное состояние качества активов оценить сложно, поскольку НБРБ продлил некоторые макропруденциальные меры поддержки на 2022 год. Кроме того, одним из основных рисков остается отток валютных депозитов населения, который за 2021 год составил 0,7 млрд долл. США по сравнению с 1,7 млрд долл. США в 2020-м. Однако в 2021 году на фоне роста спроса внешнего сектора данный отток был перекрыт увеличением валютных депозитов компаний на 0,7 млрд долл. США.

Индексы качества институтов Беларуси (World Governance Indicators, рассчитываются Всемирным банком), опубликованные в прошлом году за 2020 год, показали негативную динамику, что отражает политические волнения в стране после состоявшихся в августе 2020 года выборов. Прошедший в феврале 2022-го референдум по изменению конституции страны не сопровождался ростом политической активности, что могло быть связано с обострением геополитической обстановки. По мнению Агентства, риски роста политической активности в Беларуси будут сохраняться до момента начала в стране структурных социальных и экономических реформ. Поддержку суверенным кредитным рейтингам оказывает высокое качество человеческого капитала Беларуси, которое обусловлено высокой ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования населения (рассчитываемый ООН индекс качества образования у Беларуси существенно выше показателя сопоставимых стран). По данным ООН, в 2017 году расходы государства на образование составили 4,8% ВВП, превысив средний по миру уровень (4,1% ВВП).

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Беларуси определен на уровне BB+. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели понижают Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • качество и устойчивость экономического роста;

  • эффективность монетарной политики;

  • условные обязательства и риск их реализации;

  • долговая устойчивость и доступ к рынкам и источникам фондирования;

  • устойчивость внешнего долга.

Положительные корректировки были сделаны по следующему модификатору:

  • стабильность валютного режима (компенсация повышенной исторической волатильности).

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Беларуси понижается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне B+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне B+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Устойчивое восстановление экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.

  • Снижение риска реализации условных обязательств.

  • Улучшение структуры государственного долга, в том числе снижение валютных рисков.

  • Укрепление внешней позиции за счет накопления золотовалютных резервов.

  • Проведение структурных реформ, направленных на повышение потенциальных темпов роста экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Значительное снижение внешнеторгового баланса.

  • Ухудшение фискальной позиции.

  • Рост давления на золотовалютные резервы.

  • Более низкие по сравнению с ожидаемыми темпы роста экономики.

  • Ухудшение качества активов банковского сектора.

  • Возобновление значительного оттока депозитов из банковской системы.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Беларусь по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь были опубликованы АКРА 20.02.2020. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Беларусь принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Беларусь дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.