Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен ограниченными гибкостью бюджетных расходов и уровнем ликвидности, а также отстающими от среднестранового уровня показателями развития региональной экономики. Поддержку рейтингу оказывают контрцикличная экономика и плавный график погашения долга, в наибольшей степени ставший результатом реструктуризации коммерческого долга.
Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе. В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) всех регионов России. По оценке Области, ее ВРП в 2021 году может составить 409 млрд руб.; примерно треть этого объема формируется сектором АПК, включающим в себя сельское хозяйство и пищевую промышленность.
Ключевые факторы оценки
Сравнительно стабильная налоговая база бюджета и значительная зависимость от федеральных трансфертов. В 2021 году бюджет Области был исполнен с профицитом в размере, превышающем 13% налоговых и неналоговых доходов бюджета (ННД). Доходы выросли на 11%, в том числе ННД — на 23%. Наблюдался рост всех видов налоговых доходов: поступления по налогу на прибыль выросли на 41% (при этом в 2020 году, характеризовавшемся самыми жесткими противопандемийными ограничениями, они не снижались), поступления по НДФЛ увеличились на 10%, по налогам на товары и услуги — на 18%, по налогам на совокупный доход — на 47%, по налогам на имущество — на 9%. Безвозмездные поступления возросли незначительно — на 1%. Рост расходов также был несущественным и составил 3%.
Рост поступлений по налогу на прибыль в основном обеспечили поступления в сфере оптовой торговли, финансовой деятельности, производства сахара, производства компьютеров, транспортировки и хранения и в меньшей степени некоторые другие.
Закон о бюджете Области на текущий год предусматривает снижение ННД в 2022 году на 4% относительно предыдущего года. Кроме того, ожидается значительное снижение безвозмездных поступлений. Расходы при этом будут сопоставимы с объемом расходов в прошлом году. Бюджет планируется бездефицитным.
Параметры исполнения бюджета, вероятно, будут отличаться от запланированных. Однако в силу структуры экономики Тамбовской области (высокая доля АПК) негативное влияние некоторых факторов может оказаться малозаметным.
В структуре налоговых доходов Региона преобладает НДФЛ, доля которого на протяжении 2017–2021 годов в среднем составляла 35% (ожидается, что в 2022 году она составит 34%), налог на прибыль организаций формирует примерно четверть налоговых доходов, налоги на имущество — 15% и более. Структура налоговых поступлений имеет устойчивый характер, что связано с низким уровнем волатильных секторов в экономике Региона и высокой долей неволатильных видов налогов в структуре налоговых доходов. В то же время высокая доля АПК в экономике Области ставит ее бюджет в зависимость от погодных и климатических факторов.
Бюджет Области в значительной мере зависит от получаемых трансфертов. Усредненная доля ННД в совокупном объеме доходов бюджета Области (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит 54%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит порядка 8%.
Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов является слабоотрицательным и составляет -0,4% в анализируемом периоде. В совокупности с положительным соотношением баланса текущих операций и текущих доходов это указывает на достаточный уровень текущих доходов для покрытия текущих расходов, а также на то, что финансирование капитальных расходов требует привлечения средств или расходования накопленных резервов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах в 2018–2022 годах составит 17%. В среднем Регион финансирует более половины капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, направляемых в том числе на развитие АПК.
Плавный график погашения долга — результат реструктуризации рыночного долга. В августе 2021 года Область получила бюджетный кредит в размере 8,4 млрд руб. на замещение коммерческих заимствований. За счет этих средств были замещены коммерческие кредиты, предоставлен бюджетный кредит городу Тамбову, а также замещена часть облигационных займов, подлежавших амортизации.
В итоге на 01.01.2022 государственный долг Области на треть состоял из облигаций и на две трети из бюджетных кредитов. По состоянию на 01.03.2022 структура долга не изменилась.
По сравнению с данными на начало 2021 года, долг на конец соответствующего года незначительно снизился (на 2%), соотношение долга и текущих доходов уменьшилось с 38 до 33%, преимущественно за счет роста последних. На конец текущего года соотношение ожидается на уровне 40%.
Проведенная реструктуризация долга позволит Региону на протяжении ближайших трех лет (в 2022–2024 годах) выплачивать не более 12,5% долга ежегодно.
Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для регионального бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит 2% усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций).
Ограниченная ликвидность бюджета Региона. В течение последних 12 месяцев наблюдался существенный объем остатков средств на счетах бюджета. Часть этих средств представляла собой бюджетный кредит, который впоследствии был направлен на рефинансирование облигаций. Однако в итоге остатки в отдельные месяцы превосходили среднемесячные расходы бюджета в 2021 году. Кроме того, ликвидность возросла, вероятно, за счет разового существенного увеличения платежей по налогу на прибыль. Поэтому оценка ликвидности базируется на исторически низком объеме остатков и наличии некоторого объема невыбранных банковских кредитных линий со сроком использования более года.
В управлении ликвидностью Регион пользуется средствами автономных и бюджетных учреждений и кредитом Управления Федерального казначейства (УФК), однако в 2021 году и истекшем периоде 2022 года средства УФК не привлекались.
Невысокие показатели развития региональной экономики определяются доминированием агропромышленного комплекса, для которого характерно отсутствие цикличности. На долю сельского хозяйства приходится более четверти ВРП, а в 2020 году его доля составила 32%. Вместе с пищевой промышленностью сельское хозяйство формировало до трети ВРП Региона, а в 2020 году, очевидно, их совокупная доля была выше. Сельское хозяйство не является высокомаржинальной отраслью, однако, несмотря на подверженность климатическим рискам, оно нециклично.
Другие значимые отрасли — оптовая и розничная торговля и ремонт, обрабатывающая промышленность, предприятия государственного сектора, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, строительство.
Несмотря на аграрно-промышленную специфику Региона, налоговые поступления в его бюджет диверсифицированы. Наибольшую долю составляют поступления от предприятий государственного сектора и от обрабатывающих производств — примерно по 20% или чуть более, при этом отрасль обрабатывающих производств достаточно диверсифицирована (максимальная доля совокупных налоговых поступлений приходится на сектор пищевой промышленности — 8% в 2021 году), остальные отрасли в отдельности формируют менее 5% каждая.
В 2018–2021 годах1 отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 2,95; в то же время уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения, при этом отставание от среднестранового уровня, возросшее в 2016–2019 годах, в 2020–м сократилось (соотношение усредненных подушевого ВРП и подушевого среднестранового ВРП составило 57%).
1 Данные за 2021 год являются предварительными.
Ключевые допущения
-
сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от федеральных трансфертов;
-
сохранение высокой доли федеральных трансфертов в капитальных расходах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост ликвидности бюджета;
-
рост доли ННД в общих доходах (без учета субвенций);
-
увеличение баланса текущих операций за счет роста доходов бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов, не сопровождающийся увеличением текущих доходов;
-
значительный рост долговой нагрузки (выше 55% текущих доходов).
Рейтинги выпусков
Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3,0 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным облигационным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Тамбовской области и кредитные рейтинги облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитных рейтингов облигаций Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.