Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики, сбалансированной структурой бюджета, а также низкой долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,7% населения страны и создается примерно 6% совокупного валового регионального продукта (ВРП) РФ.
Ключевые факторы оценки
Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. На конец 2021 года долг Города составил 10% текущих доходов, что отражает низкую долговую нагрузку на его бюджет (по методологии АКРА). По оценкам АКРА, на конец 2022 года соотношение долга Города и его текущих доходов также останется низким. Соотношение долга и ВРП Санкт-Петербурга в 2022 году составит от 1 до 3%.
По состоянию на 01.01.2022 долг представлен исключительно облигационными займами с погашением в 2022–2028 годах. Расходы на обслуживание долга необременительны для городского бюджета. На указанную выше дату в 2022 и 2023 годах погашению (рефинансированию) подлежат 25% долговых обязательств Города.
Высокий уровень ликвидности бюджета. Санкт-Петербург своевременно выполняет расходные обязательства и регулярно размещает временно свободные средства бюджета на депозитах и посредством операций РЕПО под залог облигаций федерального займа и облигаций Города. Управление временно свободными остатками бюджетных средств позволяет Санкт-Петербургу получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга.
На 01.03.2022 временно свободные средства городского бюджета вдвое превысили среднемесячные бюджетные расходы в 2021 году. В рамках управления ликвидностью Город использует средства автономных и бюджетных учреждений. Потребность в привлечении краткосрочных бюджетных кредитов Управления Федерального казначейства на покрытие кассовых разрывов у Города отсутствует.
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2018 по 2022 год усредненное соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета без учета субвенций составит 96%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Города (за вычетом субвенций) в указанный период ожидается на уровне 20%. В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов будет равно 17%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1%. Эти показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.
В 2021 году доходы городского бюджета увеличились на 26%, расходы — на 12%. Профицит бюджета в 2021 году составил 6% ННД. Закон о городском бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом на уровне 9% ННД, который планируется покрыть за счет размещения облигаций. В случае неблагоприятной конъюнктуры на долговом рынке Город может задействовать для финансирования дефицита остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы.
Высокий уровень развития экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения в Санкт-Петербурге стабильно превосходит среднестрановой показатель в 1,5 раза. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Города в 2018–2021 годах не превышает 17%. Безработица остается на стабильно низком уровне и в указанном периоде не превышает 3%. Среднемесячная заработная плата в 2021-м оказалась почти в шесть раз выше городского прожиточного минимума.
Ключевые допущения
-
сохранение ННД Города в 2022 году на уровне 2021-го при росте расходов на 8%;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение ликвидности бюджета на высоком уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов Города;
-
существенное снижение уровня доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35003 (ISIN RU000A102A15); срок погашения — 13.04.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35004 (ISIN RU000A102K88); срок погашения — 28.09.2028, объем эмиссии — 30 млрд руб., — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017, 12.12.2017, 22.10.2020 и 17.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1, RU000A102A15, RU000A102K88) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.