Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при плавном графике погашения задолженности, а также существенным объемом накопленных остатков на счетах Региона. Дополнительную поддержку рейтингу оказывает значительный объем капитальных расходов Области. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают показатели экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, а также зависимость доходов регионального бюджета от доминирующей отрасли.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,5 млн человек (порядка 2% населения России). В 2020 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 1 615 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Области, по итогам 2021 года показатель возрос до 1 911 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированные бюджетные показатели при существенной потребности в использовании накопленных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 24%. При этом баланс текущих операций по итогам 2022 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 35%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА. В среднем капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит по итогам 2022 года 78%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -1%, при этом показатель МБД в 2022 году ожидается существенно ниже нуля, что связано с финансированием прогнозного дефицита бюджета по итогам года. Области предстоит использовать накопленные средства для финансирования капитальных расходов.
По итогам 2021 года объем доходов бюджета Региона практически на 40% превысил доходы за 2020 год, что обусловлено получением сверхдоходов от металлопромышленного комплекса. ННД бюджета за указанный период увеличились на 61% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос более чем в два с половиной раза, налоги на совокупный доход — на 44%, НДФЛ — на 15%. Объем безвозмездных поступлений практически не изменился относительно показателя за 2020 год, снижение составило немногим менее 1,5%. Объем расходов бюджета по итогам 2021 года возрос на 2%. Область закончила год с профицитом в 42,4 млрд руб., или 21% ННД (годом ранее дефицит составил 23% ННД).
По уточненному плану Области, в 2022 году ожидается значительное сокращение (более чем на 19%) совокупных доходов бюджета к показателю 2021 года вследствие снижения ННД на 14%. Последнее будет вызвано в первую очередь снижением поступлений по налогу на прибыль более чем на четверть относительно показателя за прошлый год. Также прогнозируется возможное сокращение безвозмездных поступлений практически на 35%. Ожидается, что расходная часть бюджета Региона возрастет на 11%. В таком случае дефицит бюджета составит 22% ННД и будет в полной мере профинансирован за счет использования накопленных средств.
Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.01.2022 долг Области снизился на 1,4 млрд руб. и составил 24,3 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга по итогам года обусловлено списанием части государственных гарантий Региона и погашением планового объема бюджетных кредитов. Большую часть долга (55%) на 01.01.2022 составляли бюджетные кредиты, порядка 29% долгового портфеля — облигации, а оставшаяся часть приходилась на государственные гарантии Области.
По состоянию на 01.03.2022 объем долга Области снизился несущественно (сокращение составило 146 млн руб. за счет гарантий Региона), а график погашения практически не изменился. Текущий график погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие четыре года Челябинской области необходимо погашать или рефинансировать не более 15% долга ежегодно, а в 2022 году погашению подлежат 0,7 млрд руб. (порядка 3% от общего объема долга).
В 2021 году Область подала заявку на участие в программе предоставления из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов, в соответствии с которой Региону будет предоставлено 6,6 млрд руб. в текущем году. Эти средства позволят профинансировать часть капитальных расходов, что, по мнению АКРА, может уменьшить использование накопленной ликвидности.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 10%. В связи с финансированием планируемого дефицита бюджета за счет накопленных средств АКРА ожидает сохранение данного показателя по итогам 2022 года на сопоставимом уровне, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.
Соотношение долга и ВРП Региона незначительно превысит 1%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов составит 0,1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Остатки на счетах позволят профинансировать дефициты будущих периодов. С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем более чем в два раза превышали ежемесячные расходы бюджета. Регион размещал большую часть накопленной ликвидности на депозитах в банках. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, достаточно для финансирования ожидаемого в 2022 году дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.
Коэффициент ликвидности бюджета Челябинской области по итогам 2022 года превысит 140%, что соответствует высокому уровню доступной ликвидности по методологии Агентства.
Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, до 40% налоговых поступлений Области может приходиться на металлопромышленный комплекс (усредненная доля за 2018–2021 годы). По информации от Области, по итогам 2021 года десять крупнейших предприятий сформировали около 40% налоговых поступлений. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».
В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 72% от среднестранового уровня. Усредненный уровень безработицы за аналогичный период составил 5,5%. Среднемесячная заработная плата в Регионе в 2021 году более чем в три раза превысила региональный прожиточный минимум.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, прогнозируемых Областью;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита будущих периодов;
-
получение инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- повышение уровня диверсификации экономики.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение величины операционного баланса до уровня ниже 20% от объема текущих доходов;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета и падении доходов.
Рейтинги выпусков
Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.