Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, низким риском рефинансирования долговых обязательств Края в среднесрочной перспективе, стабильными бюджетными показателями, умеренно высокой диверсификацией налоговых доходов и высоким уровнем собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают средние значения некоторых показателей социально-экономического развития.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) российских регионов. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при низком риске рефинансирования долговых обязательств. На конец 2021 года соотношение долга Края и его текущих доходов (по методологии АКРА) составило 29%. По оценкам АКРА, на конец 2022 года указанное соотношение может составить 32%, что говорит об умеренно низком уровне долговой нагрузки Региона. Соотношение усредненных1 долга и ВРП Края будет равно примерно 3%.
На 01.01.2022 долг Края был представлен бюджетными кредитами (71% долговых обязательств Края) и облигациями (29%). График погашения долга по состоянию на указанную дату свидетельствует о низком риске его рефинансирования: в 2022–2023 годах ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 7% текущего объема долга. Вследствие высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга Края расходы на обслуживание долга необременительны для его бюджета (усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета без учета субвенций).
Высокий уровень ликвидности бюджета. Край своевременно выполняет расходные обязательства и размещает временно свободные средства на банковских депозитах. На 01.01.2022 остатки на счетах по учету средств краевого бюджета превышали его среднемесячные расходы в 2021 году более чем вдвое.
Стабильные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в общих доходах Края (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит порядка 80%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период будет равно 13%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — 4%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составят 16% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Капитальные расходы финансируются преимущественно за счет собственных средств, что позволяет рассматривать их в качестве возможного резерва для сокращения расходов в случае снижения доходов краевого бюджета.
В 2021 году доходы бюджета Края увеличились на 15%, а расходы — на 3%. Профицит бюджета в 2021 году составил 12% ННД и был направлен на пополнение остатков на счетах. Закон о краевом бюджете предусматривает рост расходов в 2022 году на 17% при снижении доходов на 5% и исполнение бюджета с дефицитом 16% ННД. Промежуточный профицит бюджета Края по итогам двух месяцев 2022 года составил порядка 2 млрд руб. по сравнению с дефицитом за аналогичный период 2021 года в сумме около 6 млрд руб.
Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих большую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что связано с особенностями налогового законодательства и с присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Оптовая торговля» и «Транспорт» (в частности, трубопроводный транспорт), которые, по оценкам АКРА, в 2018–2021 годах формировали порядка 13 и 18% налоговых поступлений в бюджет Региона соответственно. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (72% в 2020 году). Безработица в Крае снизилась с 5,7% в 2020 году до 5,0% в 2021-м. В 2021 году среднемесячная заработная плата в Регионе втрое превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения).
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение соотношения долга и текущих доходов Края до уровня ниже 30%;
-
рост гибкости расходов бюджета;
-
сокращение отставания экономических показателей Региона от среднестрановых уровней.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
-
рост соотношения долга и текущих доходов Края выше 50%;
-
снижение капитальных расходов краевого бюджета до уровня ниже 10%;
-
значительное снижение уровня ликвидности бюджета.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Краснодарский край, 35003 (ISIN RU000A1011B5), срок погашения — 12.11.2026, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018, выпуска RU000A1011B5 — 12.11.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4, RU000A1011B5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.