Кредитный рейтинг Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки с сохраняющейся существенной долей краткосрочного долга, большая часть которого представлена банковскими кредитами. Бюджет Края характеризуется сбалансированными операционными показателями и умеренной потребностью в привлечении долгового финансирования. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.
Сохранение «Позитивного» прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края обусловлено ожиданиями АКРА относительно замещения коммерческого долга Региона бюджетными кредитами из федерального бюджета, которое было анонсировано Минфином России в числе ряда дополнительных мер, направленных на поддержку финансовой стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации. Это существенно снизит долю краткосрочных обязательств Края и сделает график погашения долга более плавным.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2020 года достиг 861 млрд руб., что составляет около 1% совокупного ВРП субъектов РФ.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при существенных рисках рефинансирования краткосрочных обязательств. По состоянию на 01.01.2022 долг Хабаровского края составлял 51,7 млрд руб., что на 6% меньше, чем годом ранее. Долг Региона представлен бюджетными (60%) и банковскими кредитами (32%), а также облигациями (8%), менее 1% формируют государственные гарантии Края. График погашения долга несбалансирован. Пик выплат приходится на 2022 год, когда Региону необходимо погасить или рефинансировать 36% долга. Большая часть (89%) погашаемых в текущем году обязательств представлена банковскими кредитами. В период с 2023 по 2026 год погашению подлежит 32% обязательств, а ежегодное погашение не превышает 14%. На 01.04.2022 долг Хабаровского края сократился на 4,0 млрд руб. относительно объема на начало года. При этом график погашения долга изменился несущественно, а большую часть погашения все так же формируют банковские кредиты.
АКРА ожидает, что в текущем году Край будет освобожден от выплат по бюджетным кредитам (порядка 1,0 млрд руб.), срок погашения которых по решению Минфина России был перенесен с 2022 на 2029 год. Наряду с этим было анонсировано предоставление бюджетных кредитов для рефинансирования коммерческой задолженности со сроком погашения до 2028 года. Эти меры позволят значительно снизить долю краткосрочного долга Региона и сделать график погашения долга более плавным, что, по мнению Агентства, должно положительно отразиться на долговом профиле Края.
Хабаровскому краю одобрено предоставление 3,7 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов, что, по мнению АКРА, позволит профинансировать часть капитальных расходов будущих периодов.
Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: на конец текущего года, по прогнозу АКРА, долг Хабаровского края может составить 43% его текущих доходов. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных за 2018–2022 годы процентных расходов и совокупных расходов (без учета субвенций) составит 2%. Соотношение долга и ВРП Края по итогам 2022 года составит 6%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
С начала 2021 года остатки на счетах Края (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем покрывали порядка половины ежемесячных расходов бюджета.
В текущем году Хабаровский край заключил договор с Управлением Федерального казначейства на предоставление краткосрочных бюджетных кредитов.
По состоянию на 01.04.2022 у Края отсутствует просроченная кредиторская задолженность.
Коэффициент ликвидности бюджета Края с учетом ожидаемого Агентством объема дефицита бюджета по итогам 2022 года составит 20%, что соответствует низкому уровню по методологии Агентства.
Сбалансированные операционные показатели при умеренной потребности в привлечении долгового финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит порядка 4%. Баланс текущих операций в 2022 году ожидается слабоотрицательным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается как умеренная. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит 12%, при этом ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период будет находиться на уровне 70%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, будет отрицательным и составит -2%. Это указывает на недостаток собственных средств Края для финансирования капитальных расходов и говорит об умеренной потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.
По итогам 2021 года совокупные доходы бюджета Хабаровского края увеличились на 10% в сравнении с показателем 2020 года. ННД возросли более чем на 22% в основном за счет существенного прироста налога на прибыль, который увеличился на 45% по итогам минувшего года. НДФЛ по итогам года увеличился на 10%, налоги на совокупный доход — на 52%, налоги на имущество — на 14%. Объем безвозмездных поступлений за 2021 год сократился на 10%. Расходная часть бюджета возросла незначительно — совокупный прирост составил 2%, по большей части за счет прироста текущих расходов на 5%. Профицит бюджета по итогам года составил порядка 6 млрд руб., или 6% ННД.
Исходя из актуальной информации, в текущем году доходная часть бюджета сохранится на уровне 2021 года. При этом ННД сократятся на 4% при одновременном росте объема безвозмездных поступлений на 7%. Планируется, что расходная часть бюджета увеличится на 5% по итогам 2022 года. Ожидаемый дефицит ННД (1%) будет профинансирован в основном за счет остатков на счетах Региона.
АКРА исходит из предположения, что в течение 2022 года темпы роста расходной части бюджета могут увеличиться, в то время как доходы могут сократиться более существенно, чем планируется Регионом. В таком случае дефицит бюджета существенно превысит планируемые значения, а его финансирование потребует полного использования накопленных остатков средств и/или привлечения заемного финансирования.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от государственного сектора. Негосударственный сектор экономики Хабаровского края диверсифицирован. За последние четыре года значительная доля налоговых поступлений (18% — усредненная доля за 2018–2021 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью, а сектор торговли обеспечивал около 15% налоговых поступлений Края. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 22% налоговых доходов в период с 2018 по 2021 год и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2017–2020 годах составила 99%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2018–2021 годах превышало 300%.
По итогам 2021 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 3,5%. Безработица в Хабаровском крае стабильно ниже среднестранового уровня.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
сокращение ННД Края в 2022 году на 5% к уровню 2021-го при одновременном увеличении объема текущих расходов на 5%;
-
дефицит не более 13% ННД по итогам текущего года;
-
использование всего объема накопленной ликвидности для финансирования возможного дефицита;
-
прирост долга не более чем на 8% по итогам 2022 года;
-
отсутствие необходимости погашать часть бюджетных кредитов, запланированных к погашению в текущем году;
-
ожидаемое замещение краткосрочной части коммерческого долга бюджетными кредитами из федерального бюджета.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
замещение коммерческого долга бюджетными кредитами, приводящее к существенному улучшению графика погашения долга и снижению доли краткосрочного долга Региона ниже 20% от общего объема долга;
-
сохранение значительной доли объема остатков на счетах бюджета по итогам 2022 года;
-
сокращение потребности бюджета в финансировании капитальных расходов за счет привлечения заемного финансирования.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост долговой нагрузки выше 55%;
-
рост доли краткосрочного долга выше 40%;
-
увеличение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
снижение уровня диверсификации экономики за счет значительного роста в налоговых поступлениях доли деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Кредитные рейтинги Хабаровского края и его облигаций были пересмотрены и раскрыты ранее дат, обозначенных в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов, в связи с заключением нового контракта. Планируемая дата пересмотра — 17.05.2022, новая дата пересмотра — 05.05.2022. Планируемая дата раскрытия — 23.05.2022, новая дата раскрытия — 11.05.2022.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.