Подтверждение кредитных рейтингов Нового банка развития (далее — НБР, Банк) отражает базовые ожидания АКРА, что в следующие 12–18 месяцев Банк сохранит устойчивые финансовые показатели собственной кредитоспособности, включая сильные метрики капитализации и ликвидности и адекватное качество активов, и продолжит выполнять значимые функции для стран-учредителей.

Пять стран-участниц основали НБР в 2015 году, став его равноправными собственниками с одинаковыми долями участия. На сегодняшний день структура учредителей расширилась за счет миноритарных долей новых стран-участниц. АКРА полагает, что рост числа собственников продолжится и станет регулярным, переговоры с потенциальными участниками ведутся. Важно отметить, что первоначальные пять учредителей не намерены размывать свою долю владения Банком ниже контрольной.

Основным направлением деятельности НБР являются финансирование инфраструктурных проектов, преимущественно в области устойчивого развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также расширение экономического сотрудничества между странами-участниками. При этом в качестве разового события активный рост (более чем двукратный) кредитного портфеля в прошлом году стал следствием вовлеченности НБР в борьбу с распространением пандемии в мире — на эти цели Банк выдал долгосрочные кредиты на сумму порядка 6 млрд долл. США (примерно 40% кредитного портфеля на начало 2022 года). АКРА ожидает, что НБР, находясь все еще в ранней стадии становления, вероятно, продолжит относительно заметный годовой рост портфеля на 20–25% в 2022–2023 годах.

По состоянию на начало марта 2022 года примерно по 25–30% от кредитного портфеля приходятся на Китай и Индию, 21% — на ЮАР и по 10–15% — на Россию и Бразилию.

Ключевые факторы оценки

Качество управления, качество стратегии и прозрачность операционной деятельности оцениваются как высокие. В состав органов управления Банка входят отраслевые эксперты руководящего звена из стран-акционеров, в том числе с опытом работы в ведущих международных институтах развития, таких как МВФ и Всемирный банк. По мнению АКРА, качество управленческой команды и уровень операционной эффективности будут способствовать успешной работе НБР в части управления рисками и генерирования капитала. Банк публикует финансовую отчетность на ежеквартальной основе, а информация обо всех проектах кредитования и финансирования является публичной. Высшее руководство Банка формируется на ротационной основе. АКРА отмечает отсутствие права вето у акционеров.

Сильная позиция по капиталу определяется по-прежнему высоким коэффициентом достаточности собственных средств (отношение совокупного капитала к активам и условным обязательствам кредитного характера за вычетом высоколиквидных краткосрочных вложений), 43% на начало года. Агентство ожидает сохранения этого показателя выше 30% в следующие 12–18 месяцев.

АКРА позитивно оценивает существенные пока еще невостребованные объемы капитальной поддержки со стороны учредителей и их желание поддерживать Банк на регулярной основе и в случае стресса. Так, по состоянию на конец марта 2022 года размер распределенного капитала НБР составил примерно 51,5 млрд долл. США, из которых пока только 10,3 млрд долл. США приходилось на оплаченный капитал.

Нейтральная рентабельность деятельности НБР соответствует его мандату межнационального института развития. Дополнительное давление на финансовый результат в 2022 году может оказывать необходимость создания несколько более высоких, чем обычно, резервов под обесценение ввиду глобальных экономических рисков. К снижению показателей в текущем году может также привести заметный рост операционных расходов, поскольку Банк все еще находится в развивающейся фазе.

АКРА оценивает риск-профиль НБР как адекватный. Помимо высоких стандартов андеррайтинга и передовых практик риск-менеджмента, оценка Агентства учитывает отсутствие обесцененных позиций в портфеле по состоянию на начало года. Не исключено, что по мере вызревания кредитов и роста объемов деятельности, особенно в юрисдикциях со спекулятивным уровнем рейтинга, давление на качество активов может возрастать. Способствовать этому могут нарастающие экономические и геополитические риски в мире. В то же время выход Банка на новые рынки позволит достичь большей диверсификации деятельности.

По состоянию на начало марта 2022 года требования к Российской Федерации и контрагентам, оперирующим в стране, составили порядка 13% кредитного портфеля. На фоне действующих санкционных ограничений эти требования могут стать источником дополнительных резервов под обесценение. В этой связи НБР принял решение временно приостановить вхождение в новые проекты, связанные с Российской Федерацией.

Продолжает сдерживать оценку риск-профиля наличие высоких концентраций на балансе: двадцать крупнейших заемщиков составили порядка 85% кредитного портфеля на начало года, тогда как десять крупнейших кредитных рисков (включая активы казначейства) — примерно 147% собственных средств Банка на ту же дату. Кроме того, мандат НБР предполагает финансирование долгих по срокам проектов с продолжительными инвестиционными периодами (по оценкам Агентства, средневзвешенная срочность кредитного портфеля составляет порядка 20 лет). Факторами, смягчающими риски, остаются большой объем гарантированных государствами кредитов (более 80% выданных займов и невыбранных условных обязательств) и статус НБР как привилегированного кредитора (соответствует международной практике взаимодействия с аналогичными организациями).

Позиция НБР по ликвидности и фондированию оценивается как сильная. Капитал хоть и уступил место выпущенным долговым ценным бумагам в 2021 году, по-прежнему является значительным источником финансирования основной деятельности, способствуя стабильности ресурсной базы НБР. На начало года его объемы составили 43% от баланса. В 2022–2023 годах, по ожиданиям АКРА, вероятно некоторое снижение доли до 35–40%, что по-прежнему будет являться высоким значением. Агентство полагает, что высокие кредитные рейтинги и репутация Банка позволят ему поддерживать интерес инвесторов к новым размещаемым долговым выпускам несмотря на неопределенность внешней среды.

Доля высоколиквидных активов на начало года сократилась до порядка трети баланса на фоне стремительного роста кредитов в прошлом году и, вероятно, продолжит эту тенденцию в следующие 12–18 месяцев. Тем не менее АКРА полагает, что риски остаются управляемыми за счет устойчивой ресурсной базы НБР.

АКРА оценивает уровень поддержки со стороны стран-акционеров как умеренно высокий. Эта оценка основана на сочетании двух факторов: мнении АКРА о максимально возможном уровне значимости деятельности НБР для основных стран-акционеров и адекватной усредненной оценке их кредитоспособности.

Кредитный рейтинг НБР по национальной шкале для РФ определен на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • сохранение уровня системной значимости для стран-акционеров;

  • применение строгих стандартов кредитного андеррайтинга и, как следствие, поддержание высокого качества активов;

  • поддержание очень высокого уровня капитализации на горизонте 12–18 месяцев несмотря на рост активных операций;

  • поддержание высокого уровня ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по международной шкале

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • мнение АКРА о существенном ухудшении кредитоспособности стран-акционеров, ведущее к ослаблению кредитного профиля НБР;

  • снижение системной значимости Банка для ключевых стран-участников;

  • возникновение разногласий среди стран-участников на фоне сложной геополитической обстановки в мире;

  • существенное ухудшение оценки достаточности капитала;

  • существенное ухудшение оценки фондирования и ликвидности;

  • повышенный уровень концентрации активов на протяжении длительного периода времени.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по национальной шкале для РФ

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • снижение на несколько ступеней кредитного рейтинга НБР по международной шкале.

Компоненты рейтинга по международной шкале

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): aaa.

Корректировки: отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг по международной шкале был присвоен Новому банку развития на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов международным кредитным организациям и другим наднациональным институтам развития по международной шкале. Кредитный рейтинг по национальной шкале для Российской Федерации был присвоен Новому банку развития на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитные рейтинги Нового банка развития по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 23.01.2020. Очередной пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Нового банка развития ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Новым банком развития, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Нового банка развития по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Новый банк развития принимал участие в процессе их присвоения.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Новому банку развития дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Сурен Асатуров
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 130
Михаил Николаев
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 179

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.