Кредитный рейтинг АО «ГТЛК» (далее — ГТЛК, Компания) обусловлен очень высокой вероятностью экстраординарной поддержки со стороны государства. Компания обладает высоким уровнем кредитоспособности в сравнении с другими эмитентами в Российской Федерации.

ГТЛК — специализированная лизинговая компания, ориентированная на предоставление услуг финансового и операционного лизинга преимущественно транспортных средств. Являясь полностью государственной компанией, ГТЛК выступает как инструмент реализации государственной политики по развитию российской транспортной отрасли.

Компания обладает умеренно устойчивым уровнем собственной кредитоспособности. Повышение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Компании связано с повышением оценки риск-профиля за счет сокращения доли потенциально проблемной задолженности в лизинговом портфеле.

По оценкам АКРА, ГТЛК по итогам 2021 года является лидером по объему лизингового портфеля в Российской Федерации.

Ключевые факторы оценки

Очень высокая вероятность оказания экстраординарной поддержки со стороны государства. По мнению АКРА, в случае необходимости государство может предоставить Компании долгосрочное и краткосрочное финансирование, а также осуществить увеличение капитала, учитывая следующие факторы:

  • ГТЛК играет важную роль для реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли;

  • Компания является одним из лидеров в сегменте лизинга авиационного, железнодорожного и водного транспорта в части реализации государственных и национальных программ;

  • ГТЛК входит в перечни системообразующих организаций российской экономики и системообразующих организаций транспортного сектора РФ;

  • государство — 100%-ный акционер ГТЛК — осуществляет полный стратегический и операционный контроль над Компанией;

  • капитал ГТЛК сформирован за счет неоднократно предоставленного Компании бюджетного финансирования. В период экономической и международной нестабильности государство продолжает финансирование Компании (принято решение о выделении средств в 2022 году).

Учитывая важную роль Компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ, АКРА высоко оценивает вероятность дальнейшей докапитализации ГТЛК. Вместе с тем ухудшение финансового положения Компании окажет сравнительно ограниченное негативное влияние на национальную экономику и социальный сектор. Это в свою очередь может ограничить объем и приоритетность поддержки, которую государство будет готово предоставить ГТЛК.

Мнение АКРА об итоговом уровне поддержки Компании со стороны государства выражается в том, что финальный рейтинг ГТЛК устанавливается на уровне паритета с РФ минус три ступени.

Адекватная оценка бизнес-профиля обусловлена очень сильными позициями ГТЛК на лизинговом рынке и в сегментах лизинга железнодорожного, водного и авиационного транспорта. Оценку фактора ограничивает сохраняющаяся концентрация лизингового портфеля на лизингополучателях. На конец 2021 года на десять наиболее крупных групп лизингополучателей приходилось 63% лизингового портфеля, на долю крупнейшего клиента — 17% портфеля. Основная часть лизингового портфеля относительно равномерно диверсифицирована между сегментами железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Адекватная оценка достаточности капитала. Сокращение темпов роста бизнеса в 2021 году, а также проведенная докапитализация способствовали увеличению показателя достаточности капитала (ПДК). На конец 2021 года значение ПДК выросло до 12,6% по сравнению с 11,6% на конец 2020 года. АКРА ожидает, что эта тенденция сохранится и по результатам 2022 года. В то же время собственные возможности ГТЛК по генерации капитала остаются слабыми. Чистая прибыль Компании в 2021 году составила около 1 млрд руб., а коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2017–2021 годы по-прежнему находится на отрицательном уровне. Прибыльность Компании во многом ограничена в связи с реализацией программ некоммерческого (льготного) лизинга. АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности.

Удовлетворительное качество лизингового портфеля. Повышение оценки риск-профиля, послужившее причиной роста ОСК Компании, связано с улучшением оценки АКРА качества лизингового портфеля Компании. В портфеле ГТЛК сократилась доля договоров, по которым допущена просрочка свыше 90 дней. Ряд лизингополучателей, которые были признаны потенциально проблемными по результатам 2020 года, улучшили свои показатели в 2021–м, тогда как с частью таких клиентов были расторгнуты договоры. Некоторые клиенты ГТЛК получают финансирование в рамках мер поддержки, оказываемых государством, что также способствует улучшению качества обслуживания ими долга перед ГТЛК. Однако АКРА рассматривает это как фактор высокой зависимости от политики государства в части оказания поддержки сегментам транспортной отрасли России. По состоянию на 31.12.2021 объем проблемной и потенциально проблемной задолженности в текущем лизинговом портфеле Компании составил около 6%.

Сбалансированная структура фондирования. Диверсификация структуры фондирования Компании остается стабильной. Структура внебюджетного фондирования Компании состоит из выпущенных облигаций и банковских кредитов. На долю облигационных займов по состоянию на 31.12.2021 приходилось 52% обязательств Компании. Зависимость Компании от отдельных кредиторов оценивается как приемлемая.

Адекватная позиция по ликвидности. В базовом сценарии АКРА Компания имеет положительный запас денежных средств (прогнозный коэффициент текущей ликвидности на горизонте 12 месяцев незначительно выше 1,0). Временная структура активов и обязательств сбалансирована, а в стрессовых сценариях АКРА потребность ГТЛК в привлечении экстренной ликвидности умеренная. За период 2020 и 2021 годов Компания существенно увеличила располагаемый объем денежных средств, что положительно отразилось на прохождении стрессовой ситуации в экономике в первом квартале 2022 года.

Ключевые допущения

  • сохранение принятой бизнес-модели Компании на горизонте 12–18 месяцев;

  • ПДК не ниже 11% на горизонте 12–18 месяцев;

  • сохранение текущей структуры фондирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • дальнейшее повышение системной значимости ГТЛК вследствие увеличения масштабов государственного финансирования и роста вовлеченности Компании в реализацию государственной политики в сфере транспорта при стабилизации экономической ситуации в России.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного контроля со стороны Российской Федерации либо снижение готовности акционера оказывать поддержку Компании;

  • снижение системной значимости Компании для государства.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb+.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: поддержка государства, паритет с РФ минус 3 ступени.

Рейтинги выпусков

АО «ГТЛК», серия 002Р-01 (RU000A102VRO), срок погашения — 03.03.2036, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-20 (RU000A1038M5), срок погашения — 28.05.2036, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-19 (RU000A101SD8), срок погашения — 23.05.2035, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-18 (RU000A101SC0), срок погашения — 23.05.2035, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-17 (RU000A101QL5), срок погашения — 14.05.2035, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-16 (RU000A101GD3), срок погашения — 17.02.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-15 (RU000A100Z91), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-14 (RU000A100FE5), срок погашения — 25.05.2034, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-13 (RU000A1003A4), срок погашения — 20.01.2034, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-12 (RU000A0ZZV11), срок погашения — 04.11.2033, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-11 (RU000A0ZZAL5), срок погашения — 03.06.2033, объем эмиссии — 150 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-10 (RU000A0ZZ984), срок погашения — 20.05.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-09 (RU000A0ZZ1J8), срок погашения — 18.03.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-08 (RU000A0ZYR91), срок погашения — 18.01.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-07 (RU000A0ZYNY4), срок погашения — 31.12.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-06 (RU000A0ZYAP9), срок погашения — 01.09.2032, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-04 (RU000A0JXPG2), срок погашения — 06.04.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-03 (RU000A0JXE06), срок погашения — 22.01.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-02 (RU000A0JX199), срок погашения — 24.11.2031, объем эмиссии — 7,78 млрд руб., — АA-(RU).

ООО «ЛАЛ-1520», серия П01-БО-02 (RU000A101D54), срок погашения — 18.01.2030, объем эмиссии — 35,6 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ГТЛК. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по приоритетности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, уровень возмещения по необеспеченному долгу соответствует II категории, в связи с чем кредитный рейтинг указанных выше эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу ГТЛК. Эмиссия ООО «ЛАЛ-1520» имеет поручительство от юридического лица с кредитным рейтингом АА-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги АО «ГТЛК» и облигационных выпусков АО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5, RU000A100Z91, RU000A101GD3, RU000A101QL5, RU000A101SC0, RU000A101SD8, RU000A102VRO, RU000A1038M5) и ООО «ЛАЛ-1520» (ISIN RU000A101D54) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг АО «ГТЛК» был опубликован АКРА 28.06.2017; кредитные рейтинги облигационных выпусков АО «ГТЛК»: RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2 — 25.07.2017; RU000A0ZYAP9 — 21.09.2017; RU000A0ZYNY4 — 23.01.2018; RU000A0ZYR91 — 06.02.2018; RU000A0ZZ1J8 — 06.04.2018; RU000A0ZZ984 — 08.06.2018; RU000A0ZZAL5 — 22.06.2018, RU000A0ZZV11 — 23.11.2018, RU000A1003A4 — 07.02.2019, RU000A100FE5 — 11.06.2019, RU000A100Z91 — 28.10.2019, RU000A101GD3 — 27.02.2020, RU000A101QL5 — 29.05.2020, RU000A101SC0 — 09.06.2020, RU000A101SD8 — 09.06.2020, RU000A102VRO — 19.03.2021, RU000A1038M5 — 15.06.2021 и ООО «ЛАЛ-1520»: RU000A101D54 — 31.01.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «ГТЛК», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков АО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5, RU000A100Z91, RU000A101GD3, RU000A101QL5, RU000A101SC0, RU000A101SD8, RU000A102VRO, RU000A1038M5) и ООО «ЛАЛ-1520» (ISIN RU000A101D54) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «ГТЛК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «ГТЛК» по МСФО и отчетности АО «ГТЛК», составленной в соответствии с требованиями РСБУ. Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО «ГТЛК» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало АО «ГТЛК», ООО «ЛАЛ-1520» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.



Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алла Борисова
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 153
Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.