Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен умеренно высокой долей собственных доходов бюджета, умеренно низкой долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета.
«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу Республики Коми обусловлен прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в текущем году и ожидаемым увеличением среднего срока погашения долговых обязательств Региона.
Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 805 тыс. человек (0,6% населения РФ), в 2020 году на долю Республики приходилось 0,7% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ.
Ключевые факторы оценки
Умеренные показатели бюджетного профиля. Бюджет Республики характеризуется сравнительно высокой долей собственных доходов. В 2018–2022 годах их усредненная1 доля в совокупном объеме доходов Региона без учета субвенций составит 83%. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 14% совокупных расходов (без учета субвенций). Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) в 2018–2022 годах составит 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным (-4%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения долга для финансирования капитальных расходов.
В 2021 году профицит бюджета Региона составил 3% ННД. Закон о республиканском бюджете на 2022 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом порядка 14% ННД. По оценкам АКРА, фактический дефицит в 2022 году может оказаться значительно ниже указанного уровня.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
За три месяца 2022 года доходы бюджета выросли на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а ННД — на 73%. При этом расходы увеличились лишь на 3%. Промежуточный профицит бюджета за три месяца 2022 года составил 7,4 млрд руб. по сравнению с дефицитом за аналогичный период 2021 года в размере 3,5 млрд руб.
Умеренно низкая долговая нагрузка при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. На конец 2021 года соотношение долга Региона и его текущих доходов составило 34%. По оценкам АКРА, в случае исполнения бюджета Республики с дефицитом, предусмотренным законом о бюджете, указанное соотношение на конец 2022 года может вырасти до 53%. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных долга и ВРП составит порядка 5%.
На 01.01.2022 долг Региона представлен облигациями (33%), банковскими кредитами (12%) и бюджетными кредитами (55%). По состоянию на указанную дату в 2022 году Республике предстоит погасить 17% своих долговых обязательств. Агентство ожидает, что средний срок погашения долговых обязательств Региона увеличится из-за предоставления ему долгосрочных бюджетных кредитов для финансирования инфраструктурных проектов и рефинансирования коммерческой задолженности. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит 2%).
Республика Коми располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки средств на счетах бюджета на 01.01.2022 покрывают примерно две трети среднемесячных расходов республиканского бюджета в 2021 году. Республика Коми размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах. Коэффициент ликвидности бюджета Региона (по методологии АКРА) в 2022 году составляет 56%
Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую в 2020 году приходилась треть ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2020 году формировал более 65% промышленного производства Республики Коми. ВРП на душу населения является высоким и в 2020 году превышал среднестрановой уровень в 1,2 раза, а соотношение усредненных за период 2018–2021 годов среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума (для трудоспособного населения) составило 374%. Усредненный уровень безработицы в 2018–2021 годах составил 7,2%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в 2022 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете на указанный год;
-
сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
использование долгосрочных источников финансирования дефицита бюджета;
-
минимальный рост долговой нагрузки по итогам 2022 года;
-
устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета Республики, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки до уровня более 55% текущих доходов;
-
финансирование дефицита бюджета с привлечением краткосрочных источников финансирования долга;
-
снижение соотношения усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума ниже 350%.
Рейтинги выпусков
Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU).
Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).
Обоснование. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.