Тренинги АКРА по кредитному анализу

АКРА присвоило Кемеровской области кредитный рейтинг ВВВ(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг Кемеровской области (далее — Область, Регион) обусловлен финансовым состоянием крупнейших налогоплательщиков Региона (угледобывающих и металлургических компаний), низкой гибкостью расходной части бюджета, снижающейся (но по-прежнему высокой) долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности.

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. Численность населения Области составляет порядка 2,7 млн человек, из которых 75% проживает на территории двух агломераций — Кемеровской (0,7 млн человек) и Новокузнецкой (1,3 млн человек). В 2015 году ВРП Области составил 842,6 млрд руб. (20-е место в РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Угледобывающий регион с относительно высокой безработицей и среднедушевыми доходами населения на уровне ниже средних по России. Основа экономики Кемеровской области — добыча полезных ископаемых (высококачественных энергетических и коксующихся углей), металлургия и химическая промышленность, нефтепереработка. Экспорт предприятий Области составляет около 72% ВРП (данные на 2016 год). Интенсивность инвестиционных процессов существенно (на 21%) выше среднероссийской динамики. Более половины инвестиций в основной капитал концентрируется в секторе угледобычи и по большей части направлено на поддержание текущего уровня добычи. Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей, физических лиц по итогам 2016-го составила 82,4% от среднероссийского уровня. В связи с этим нагрузка на бюджет Области, обусловленная необходимостью исполнять майские указы по повышению зарплат работников бюджетной сферы, существенно мягче, чем в регионах с более высокими среднемесячными доходами населения.

Восстановление цен на уголь обуславливает рост операционного баланса и профицит бюджета. Областной бюджет на протяжении четырех кварталов подряд исполняется с кассовым профицитом, который в сумме составил 12,1 млрд руб. (9,9% совокупных доходов за период с третьего квартала 2016 года по второй квартал 2017-го). Для бюджета Области это самый продолжительный период профицита за последние минимум девять лет. Бюджет Области характеризуется высокой долей налоговых и неналоговых доходов и высоким уровнем обязательных расходов в структуре бюджета (в среднем по 82% в 2014–2017 годах). Операционный баланс вырос с отрицательных значений в 2014 году до +15,8% в 2017-м. Потери областного бюджета из-за снижения ставки налога на прибыль компенсируются введением ограничений на перенос убытков прошлых периодов на прибыль текущего периода, а также ростом дотаций из федерального бюджета. Доля капитальных расходов в составе бюджета Области в 2014–2016 годах сохранялась в среднем на уровне 11,0%. По прогнозу АКРА, цены на коксующиеся и энергетические угли в долларовом выражении в 2018 и 2019 годах будут выше уровня цен 2015 года на 45% и 20% соответственно, поэтому АКРА ожидает сохранения операционного баланса Области в 2018–2019 годах на уровне не ниже 14%.

Профицит бюджета позволяет постепенно оптимизировать уровень и структуру долговой нагрузки. В 2017 году расходы на обслуживание долга составят 18% операционного баланса. Досрочное погашение бюджетных кредитов (из-за нарушения условий предоставления таких кредитов) компенсируется получением новых среднесрочных бюджетных кредитов с аналогичными или более длинными сроками погашения. В 2017 году Область замещает дорогие банковские кредиты (полученные в 2015–2016 годах) более дешевым рыночным долгом. Профицит бюджета в 2017 году, который может превысить
6 млрд руб., Область планирует направить на погашение имеющихся долговых обязательств.

Рост поступлений по налогу на прибыль существенно улучшил ликвидность бюджета Области. Со второго квартала 2017-го остатки денежных средств областного бюджета на начало месяца сопоставимы с расходами будущего месяца. Высокий уровень собственной ликвидности позволяет Области размещать депозиты и получать дополнительный процентный доход (более 110 млн руб. в первом полугодии 2017 года).

Ключевые допущения

  • сохранение мировых цен на уголь в 2018–2019 годах на уровне 2017-го;
  • контроль за обязательными расходами и недопущение дефицита областного бюджета свыше 1% налоговых и неналоговых доходов;
  • сокращение по итогам 2017 года долга на 6 млрд руб. относительно показателя на начало года;
  • сохранение капитальных расходов на уровне не ниже 9,5% от совокупного объема расходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение областного бюджета в 2017 году с профицитом свыше 7,5 млрд руб.;
  • сокращение долговой нагрузки более чем на 7 млрд руб. (относительно показателя на начало 2017 года);
  • рост доли капитальных расходов в составе бюджета;
  • снижение уровня безработицы.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение налоговой базы по налогу на прибыль в добыче полезных ископаемых и в металлургии;
  • существенный рост обязательных расходов в составе бюджета без соответствующего увеличения налоговых и неналоговых доходов Области;
  • рост долговой нагрузки.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Кемеровской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.08.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Кемеровской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Кемеровская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Кемеровской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.