Кредитный рейтинг Кемеровской области (далее — Область, Регион) обусловлен финансовым состоянием крупнейших налогоплательщиков Региона (угледобывающих и металлургических компаний), низкой гибкостью расходной части бюджета, снижающейся (но по-прежнему высокой) долговой нагрузкой и высоким уровнем ликвидности.
Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью субъектами РФ. Численность населения Области составляет порядка 2,7 млн человек, из которых 75% проживает на территории двух агломераций — Кемеровской (0,7 млн человек) и Новокузнецкой (1,3 млн человек). В 2015 году ВРП Области составил 842,6 млрд руб. (20-е место в РФ).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Угледобывающий регион с относительно высокой безработицей и среднедушевыми доходами населения на уровне ниже средних по России. Основа экономики Кемеровской области — добыча полезных ископаемых (высококачественных энергетических и коксующихся углей), металлургия и химическая промышленность, нефтепереработка. Экспорт предприятий Области составляет около 72% ВРП (данные на 2016 год). Интенсивность инвестиционных процессов существенно (на 21%) выше среднероссийской динамики. Более половины инвестиций в основной капитал концентрируется в секторе угледобычи и по большей части направлено на поддержание текущего уровня добычи. Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей, физических лиц по итогам 2016-го составила 82,4% от среднероссийского уровня. В связи с этим нагрузка на бюджет Области, обусловленная необходимостью исполнять майские указы по повышению зарплат работников бюджетной сферы, существенно мягче, чем в регионах с более высокими среднемесячными доходами населения.
Восстановление цен на уголь обуславливает рост операционного баланса и профицит бюджета. Областной бюджет на протяжении четырех кварталов подряд исполняется с кассовым профицитом, который в сумме составил 12,1 млрд руб. (9,9% совокупных доходов за период с третьего квартала 2016 года по второй квартал 2017-го). Для бюджета Области это самый продолжительный период профицита за последние минимум девять лет. Бюджет Области характеризуется высокой долей налоговых и неналоговых доходов и высоким уровнем обязательных расходов в структуре бюджета (в среднем по 82% в 2014–2017 годах). Операционный баланс вырос с отрицательных значений в 2014 году до +15,8% в 2017-м. Потери областного бюджета из-за снижения ставки налога на прибыль компенсируются введением ограничений на перенос убытков прошлых периодов на прибыль текущего периода, а также ростом дотаций из федерального бюджета. Доля капитальных расходов в составе бюджета Области в 2014–2016 годах сохранялась в среднем на уровне 11,0%. По прогнозу АКРА, цены на коксующиеся и энергетические угли в долларовом выражении в 2018 и 2019 годах будут выше уровня цен 2015 года на 45% и 20% соответственно, поэтому АКРА ожидает сохранения операционного баланса Области в 2018–2019 годах на уровне не ниже 14%.
Профицит бюджета позволяет постепенно оптимизировать уровень и структуру долговой нагрузки. В 2017 году расходы на обслуживание долга составят 18% операционного баланса. Досрочное погашение бюджетных кредитов (из-за нарушения условий предоставления таких кредитов) компенсируется получением новых среднесрочных бюджетных кредитов с аналогичными или более длинными сроками погашения. В 2017 году Область замещает дорогие банковские кредиты (полученные в 2015–2016 годах) более дешевым рыночным долгом. Профицит бюджета в 2017 году, который может превысить
6 млрд руб., Область планирует направить на погашение имеющихся долговых обязательств.
Рост поступлений по налогу на прибыль существенно улучшил ликвидность бюджета Области. Со второго квартала 2017-го остатки денежных средств областного бюджета на начало месяца сопоставимы с расходами будущего месяца. Высокий уровень собственной ликвидности позволяет Области размещать депозиты и получать дополнительный процентный доход (более 110 млн руб. в первом полугодии 2017 года).
Ключевые допущения
- сохранение мировых цен на уголь в 2018–2019 годах на уровне 2017-го;
- контроль за обязательными расходами и недопущение дефицита областного бюджета свыше 1% налоговых и неналоговых доходов;
- сокращение по итогам 2017 года долга на 6 млрд руб. относительно показателя на начало года;
- сохранение капитальных расходов на уровне не ниже 9,5% от совокупного объема расходов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение областного бюджета в 2017 году с профицитом свыше 7,5 млрд руб.;
- сокращение долговой нагрузки более чем на 7 млрд руб. (относительно показателя на начало 2017 года);
- рост доли капитальных расходов в составе бюджета;
- снижение уровня безработицы.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение налоговой базы по налогу на прибыль в добыче полезных ископаемых и в металлургии;
- существенный рост обязательных расходов в составе бюджета без соответствующего увеличения налоговых и неналоговых доходов Области;
- рост долговой нагрузки.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Кемеровской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (25.08.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Кемеровской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Кемеровская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Кемеровской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.