Кредитный рейтинг Sanymon Corporation Limited (CYP) (далее — «Азбука вкуса», Компания) определяется, с одной стороны, сильным операционным риск-профилем и высокой рентабельностью бизнеса, а с другой — ограничивается низким уровнем покрытия. АКРА отмечает, что основные покупатели сети меньше подвержены влиянию макроэкономических шоков, однако в связи с текущей санкционной политикой «Азбуке вкуса» необходимо оперативно перестраивать логистические цепочки поставок и искать замену выпавшему ассортименту товаров. Агентство оценивает влияние санкций на деятельность «Азбуки вкуса» как умеренно негативное, но не ожидает фундаментального ухудшения финансовых метрик Компании в будущем.

«Азбука вкуса» — мультиканальная продуктовая сеть сегмента средний+, представленная в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. По состоянию на 30.06.2022 сеть насчитывает 173 торговые точки (включая 102 магазина формата «Супермаркет», 62 магазина формата «Минимаркет», 6 магазинов формата «Маркет» и 3 «Энотеки»). АКРА ожидает, что выручка Компании за 2021 финансовый год (с марта 2021–го по март 2022 года) составит 78,6 млрд руб. без НДС (+5,2% к уровню 2020–го). FFO до фиксированных платежей и налогов, по расчетам АКРА, составит 11,4 млрд руб. без НДС (+8,6% к уровню 2020 года).

Ключевые факторы оценки

Сильный бизнес-профиль «Азбуки вкуса» определяется низкой цикличностью спроса на продукцию (основное направление деятельности Компании — розничная торговля продуктами питания в сегменте средний+), умеренной диверсификацией сети Компании по форматам (сеть состоит преимущественно из магазинов формата «Супермаркет» и магазинов формата «Минимаркет»). Бренд «Азбуки вкуса» известен, Компания использует все основные виды рекламы и продвижения для поддержания репутации и узнаваемости своего бренда. АКРА отмечает, что существенная часть ассортимента Компании представлена импортными товарами из так называемых недружественных стран. Текущая санкционная политика усложнила процесс покупки и доставки данных товаров, в связи с чем Компания вынуждена оперативно перестраивать часть логистических цепочек и искать товары — заменители в случае невозможности обхода введенных ограничений. Волатильность валютного рынка вынуждает Компанию активно корректировать свою ценовую политику, чтобы поддерживать и сохранять уровень рентабельности бизнеса. АКРА ожидает, что совокупность данных факторов негативно повлияет на бизнес «Азбуки вкуса», однако это влияние будет ограниченным.

Умеренный размер бизнеса при высокой рентабельности. Агентство отмечает резкий рост выручки Компании в первом квартале 2022 календарного года, что связано с периодом ажиотажного спроса в феврале и марте (будет отражено в выручке и FFO до фиксированных платежей Компании за 2021 финансовый год). Скачок спроса в феврале–марте сменился снижением потребления в следующих месяцах, в связи с чем АКРА закладывает консервативный рост выручки Компании по итогам 2022 года. Агентство ожидает, что уровень FFO до фиксированных платежей и налогов за 2021 финансовый год составит 11,4 млрд руб. (+8,6% к уровню 2020–го). Рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов по итогам 2021–го составит 14,5%. АКРА ожидает снижение рентабельности Компании по итогам 2022 года в связи с резкими скачками валютного курса, удорожанием логистики и наличием определенного лага в отражении данных издержек в ценах на товары.

Средняя долговая нагрузка и низкий уровень покрытия фиксированных платежей. В 2021 году Компания снизила общую сумму долга и увеличила FFO до чистых процентных платежей. По состоянию на конец 2021 года отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей составило 2,2х (2,9х в 2020–м), а скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей — 5,0х (5,4х в 2020–м). Отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам в 2021 году составило 4,9х (3,8х в 2020–м), отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — 1,5х (1,4х в 2020–м). АКРА ожидает, что по итогам 2022 года оценки покрытия Компании ухудшатся в связи с резким ростом процентных ставок в России. «Азбука вкуса» участвует в программе субсидируемых займов, что позволяет частично сдерживать рост стоимости обслуживания долга. Агентство отмечает, что низкие показатели скорректированной долговой нагрузки и покрытия фиксированных платежей связаны с бизнес-моделью Компании и использованием локаций с высокой стоимостью аренды.

Высокий уровень корпоративного управления определяется высокими оценками стратегии развития, структуры и финансовой прозрачности при умеренных оценках структуры управления и риск-менеджмента. АКРА ожидает, что в 2022–2023 годах «Азбука вкуса» будет проводить корпоративную политику, направленную на снижение рисков, связанных с нахождением холдинговой структуры на Кипре. Основным операционным активом и балансодержателем имущества Компании остается ООО «Городской супермаркет» (рейтинг АКРА — A-(RU), прогноз «Стабильный»).

Высокая оценка ликвидности и средняя оценка денежного потока. Долг «Азбуки вкуса» в основном сформирован за счет коротких кредитных линий, однако Компания обладает достаточным запасом свободных и доступных к выборке кредитных лимитов для поддержания комфортной позиции по ликвидности. В условиях резких макроэкономических изменений Компания скорректировала планируемый уровень капитальных затрат, политика по распределению денежного потока остается умеренно консервативной.

Ключевые допущения

  • реализация стратегии Компании;

  • сохранение доступа к источникам ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

 К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение показателя скорректированного долга к FFO до фиксированных платежей ниже уровня 4,0х при росте покрытия фиксированных платежей выше 1,5х;

  • взвешенный показатель рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов на уровне выше 15% и увеличение взвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 1,5х.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 1,0х, рост отношения скорректированного долга к FFO до фиксированных платежей выше 6,0х;

  • снижение рентабельности по FFO до фиксированных платежей ниже 10%;

  • существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): a-.

Корректировки: отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Sanymon Corporation Limited (CYP) был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Sanymon Corporation Limited (CYP) был опубликован АКРА 17.04.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Sanymon Corporation Limited (CYP) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Sanymon Corporation Limited (CYP), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Sanymon Corporation Limited (CYP) принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Sanymon Corporation Limited (CYP) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.