Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, а также стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает уровень собственных доходов Области.

Прогноз по кредитному рейтингу отражает ожидания АКРА относительно возможной стабилизации объема ликвидности и роста баланса текущих операций в связи с увеличением налоговых поступлений.

Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,3 млн человек (около 0,9% населения РФ). По оценкам Области, объем валового регионального продукта (ВРП) составил за 2021 год порядка 504 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов).

Ключевые факторы оценки

Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. По оценкам АКРА, на конец 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона составит порядка 36%, что соответствует умеренно низкой долговой нагрузке. Долг Региона на 01.07.2022 составил 21,3 млрд руб. и был представлен бюджетными (77%) и банковскими (23%) кредитами. Его структура значительно изменилась в течение прошедшего года благодаря получению Областью бюджетных кредитов, заместивших значительную долю коммерческих кредитов. Кроме того, в 2022 году уже был частично получен новый бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также бюджетный кредит на погашение долговых обязательств муниципальных образований Области по рыночным заимствованиям. Потенциальный объем инфраструктурных бюджетных кредитов учтен в общей долговой нагрузке на бюджет Области.

График погашения долга Области не предполагает значительных выплат в течение ближайших трех лет. Доля долга, подлежащего погашению в оставшийся период 2022 года, составляет 2%.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга Области и ее ВРП не превышает 5,5%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Рост налоговых доходов позволил Области увеличить объем свободной ликвидности. В 2021 году совокупные доходы областного бюджета выросли на 8% относительно показателя за предыдущий год за счет роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) на 22% при снижении безвозмездных поступлений на 6%. Совокупные расходы выросли на 2%, что привело к исполнению регионального бюджета с профицитом на уровне 9,9% ННД. Основное влияние на рост ННД оказали поступления по налогу на прибыль, увеличившиеся на 62% (в отсутствие эффекта низкой базы 2020 года); также значительно (на 37%) выросли поступления по налогам на совокупный доход.

По данным Области, в 2022 году совокупные доходы снизятся на 8%, а исполнение бюджета планируется с дефицитом, который будет профинансирован за счет роста долга и использования остатков на счетах.

Усредненное соотношение ННД и доходов областного бюджета (без учета субвенций) составляет около 60%, что говорит о наличии зависимости от федеральных трансфертов.

Баланс текущих операций Области в среднем составляет порядка 10% текущих доходов. В связи с планируемым дефицитом в 2022 году значение баланса текущих операций может оказаться отрицательным. Если этого не произойдет, то АКРА будет рассматривать это как позитивный рейтинговый фактор.

В результате профицитного исполнения бюджета Региона в 2021 году при незначительном снижении объема долга наблюдался рост свободной ликвидности. На конец года объем ликвидности примерно на три четверти покрывал размер среднемесячных расходов Области за 2021 года, а также составлял почти четверть ее государственного долга.

Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, усредненное значение которого в 2019–2023 годах составит 18,9%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины ее капитальных расходов.

Соотношение усредненных за тот же период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит порядка -0,3%.

Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. На долю предприятий госсектора приходится в среднем порядка 22% налоговых поступлений. Максимальная усредненная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 25% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства» (данная отрасль достаточно диверсифицирована). Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2017–2020 годах составил 56% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2018–2021 годах превышало 3,3.

Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2018–2021 годах составил 4,5%.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • рост текущих расходов в 2022 году;

  • частичное использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в 2022 году;

  • следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;

  • стабилизация баланса текущих операций в положительной зоне;

  • сокращение долговой нагрузки;

  • рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное ухудшение графика погашения государственного долга;

  • критическое снижение уровня доступной ликвидности;

  • снижение размера баланса текущих операций.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.