АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Обоснование кредитного рейтинга

Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана на уровне BBB+ оказывают следующие фундаментальные факторы: относительно высокий уровень благосостояния, низкий уровень государственного долга, значительный объем ликвидных активов в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) и достаточный объем международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также относительно низкое качество государственных институтов.

Казахстан демонстрирует умеренный по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами рост госдолга, что стало возможным благодаря значительной «подушке безопасности» в виде активов, накопленных НФРК. При этом монетарная политика Национального банка Республики Казахстан (НБРК) позволила продолжить кредитование экономики и нивелировать риск долларизации вкладов.

После сокращения ВВП Казахстана в 2020 году и его восстановления в 2021-м, как ожидает АКРА, в текущем году будет наблюдаться умеренный экономический рост на 2,9–3%. Агентство также отмечает, что зависимость промышленности страны, ее экспорта и экономики в целом от горнодобывающих производств сохраняется, а риски в логистике и транспортировке экспортной продукции во внешней торговле актуализируются. В ближайшей перспективе сложно ожидать существенного роста диверсификации экономики Казахстана, поскольку основной объем инвестиций направляется в сектор добычи сырой нефти и газа: в среднем за десятилетие (с 2012 по 2021 год) в данный сектор ежегодно поступало 35% всех прямых инвестиций.

АКРА полагает, что в 2022–2023 годах для Казахстана будут характерны повышенная инфляция, жесткая монетарная политика и незначительное ослабление национальной валюты.

В 2022 году дефицит государственного бюджета, по прогнозам Агентства, составит 3% ВВП, что лучше ожиданий правительства Казахстана (3,3%). Более оптимистичный прогноз АКРА связан с более высоким прогнозным показателем среднегодовой цены на нефть в 2022-м. В 2021 году медленное восстановление доходов при стабильном росте расходной части бюджета стало одним из факторов увеличения дефицита бюджета до 3,2% ВВП (по сравнению с первоначально планируемым уровнем 2,1%).

АКРА оценивает рост госдолга до 25% ВВП 2021 года (без учета задолженности НБРК) как умеренный и ожидает, что в 2022 году государственный долг увеличится незначительно на фоне снижения дефицита бюджета и восстановления экономики. Умеренный уровень госдолга сохраняет для Казахстана возможности применения контрциклической бюджетной политики в будущем. В прошлом году в Бюджетном кодексе страны было закреплено новое бюджетное правило в части определения размера гарантированного трансферта, что было нацелено на усиление контрцикличности. Согласно этому правилу, размер гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в НФРК при цене отсечения. Новое бюджетное правило планируется применять при формировании республиканского бюджета на 2023 год, а возможности для маневра повышают устойчивость экономики Казахстана к потенциальным внешним шокам.

Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета. На конец первого полугодия 2022-го активы НФРК составляли 28% ВВП 2021 года и по состоянию на май текущего года покрывали 114% госдолга, обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны.

Устойчивость внешней позиции Казахстана обеспечивается за счет значительного объема активов НФРК и международных резервов: на май 2022 года они в совокупности превысили общий внешний долг страны (без учета внутрифирменной задолженности) в 1,25 раза, а внешний государственный долг — в 5,5 раза. В 2021 году коэффициент покрытия импорта товаров золотовалютными резервами составил почти десять месяцев. На фоне умеренной экономической активности АКРА прогнозирует незначительный рост объемов импорта в текущем году и, соответственно, некоторое увеличение показателя покрытия импорта золотовалютными резервами страны.

Слабость общественных институтов, низкая эффективность деятельности институтов государственной власти и относительно низкое качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако в последнее время, как отмечает Агентство, общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения. АКРА подчеркивает важность отделения Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от НБРК, которое должно способствовать усилению независимости этих регуляторных институтов, а также значимость создания Высшего совета по реформам и Агентства по стратегическому планированию и реформам, поскольку это говорит о нацеленности Казахстана на реформирование системы государственного управления.

Президент Токаев в рамках реформ, заявленных после событий января 2022 года, предлагал внедрение в стране новой концепции инвестиционной политики, разработку программы повышения доходов населения, пересмотр подхода к квазигосударственному сектору, проведение комплексной реформы государственного управления и реформы межбюджетных отношений, а также проработку программы приватизации госкомпаний и усиление импортозамещения в ряде отраслей промышленности. Реформы предполагают решение вопросов товарной безопасности, макропруденциального регулирования и поддержки сельского хозяйства, а также принятие Социального кодекса. В июне 2022 года состоялся референдум по внесению изменений в конституцию страны, что АКРА оценивает как позитивный сигнал повышения качества государственных институтов.

Еще одним положительным долгосрочным фактором является улучшение человеческого капитала. По оценкам Всемирного банка за 2020 год, индекс человеческого капитала Казахстана превышает средний показатель по странам Центральной Азии и является одним из наиболее высоких в выборке стран, сопоставимых по уровню суверенного кредитного рейтинга.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ-. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • потенциал экономического роста;

  • суверенные фонды;

  • стабильность валютного режима;

  • политическая нестабильность и недавние политические решения;

  • устойчивость внешнего долга.

Отрицательная корректировка была сделана по следующему модификатору:

  • условные обязательства и риск их реализации.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.

  • Принятие системных социально-экономических решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов и/или потенциал экономического роста.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Значительное и резкое ухудшение ситуации в банковском секторе Казахстана.

  • Существенное и продолжительное снижение экономической активности.

  • Резкое ослабление национальной валюты и повышение стоимости государственного долга.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Жаннур Ашигали
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.