АКРА ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПЛАНИРУЕМОГО ВЫПУСКА ОБЛИГАЦИЙ государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» принципам «зеленых» облигаций международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и национальным стандартам; ПОДТВЕРДИЛО СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТОВ, РЕФИНАНСИРУЕМЫХ В РАМКАХ данного ВЫПУСКА, МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И СТАНДАРТАМ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ
Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П
В рамках настоящей оценки планируемого выпуска облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ, Эмитент, Инициатор) АКРА осуществило верификацию соответствия рассматриваемого выпуска облигаций международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (принципам «зеленых» облигаций (GBP) ICMA), критериям «зеленого» финансового инструмента в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1587 от 21.09.2021 (далее — Национальный стандарт), а также проектов, рефинансируемых за счет средств от размещения облигаций, — международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования.
Представленные Эмитентом проекты (см. ниже и Приложение 1) относятся к следующим категориям проектов ICMA:
-
экологически чистый транспорт;
-
устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами.
Проекты соответствуют следующим направлениям таксономии «зеленых» проектов:
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (проекты A, B и С).
5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий) (проект С).
6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды (проект D).
6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения (проект D).
6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (проект D).
Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.
Ниже представлен перечень рассматриваемых проектов, рефинансируемых в рамках выпуска (см. полное описание проектов и экологических эффектов от их реализации в Приложении 1):
A. Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро (замена выбывающего подвижного состава и повышение комфорта и безопасности московского метро);
B. Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов (обновление парка пригородных пассажирских электропоездов);
C. Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай»:
-
реконструкция путевого хозяйства;
-
реконструкция энергохозяйства трамвайной сети;
-
создание современных остановочных пунктов электротранспорта, обеспечивающих комфортную посадку пассажиров, в том числе для маломобильных групп населения;
-
обновление подвижного состава;
-
создание современного комплекса автоматизированной системы управления движением для предоставления приоритета движению трамваев;
-
реконструкция трамвайного депо;
-
оптимизация существующей маршрутной сети.
D. Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения:
-
строительство нового водозабора «Южный» и модернизация сетей водоснабжения и водоотведения, что относится к мероприятиям по строительству и модернизации инфраструктуры для подготовки питьевой воды;
-
повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения за счет сокращения потерь воды и потребления электроэнергии;
-
модернизация инфраструктуры очистки воды за счет внедрения эффективных и технически совершенных технологий водоподготовки с целью доведения качества очистки воды до нормативных требований;
-
снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах за счет модернизации очистных сооружений канализации.
Итоговый объем выпуска в денежном выражении на момент проведения верификации не определен. Однако Эмитент подтвердил Агентству, что этот объем не будет превышать общей суммы финансовых ресурсов, ранее предоставленных им клиентам на реализацию всех четырех проектов.
Реализация проектов позволяет добиться положительных эффектов с точки зрения воздействия на окружающую среду, которые выражаются в следующем:
– Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 613 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (31 год) — на 949 003 т СО2-эквивалента). Расчет эффекта проводился на основании разницы в электропотреблении между новым поездом, профинансированным в рамках проекта, и составом Московского метрополитена, который был замещен (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).
– Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 358 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (40 лет) — на 1 214 320 т СО2-эквивалента). Эффект был оценен исходя из предполагаемого изменения структуры пассажиропотока в Московском транспортном узле: прогнозируемого замещения автобусов и личных автомобилей на менее углеродоемкий вид транспорта — железнодорожный транспорт на электрической тяге.
– Для проекта C: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 5 987 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (28 лет) — на 167 636 т СО2-эквивалента). Эффект был вычислен исходя из предполагаемого изменения структуры пассажиропотока в Таганроге: прогнозируемого замещения автобусов на менее углеродоемкий вид транспорта — трамвай на электрической тяге.
– Для проекта D: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока реализации проекта: срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 415 079 т СО2-эквивалента). Оценка эффекта осуществлялась исходя из снижения энергопотребления на процессы производства и отпуска воды, а также очистки и транспортировки сточных вод. Кроме того, благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие экологические эффекты: снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта: срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³). Реализация проекта также позволит достигнуть увеличения объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта: срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³).
Полный перечень проектов, которые Эмитент планирует рефинансировать за счет рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций, а также описание экологического эффекта по каждому реализуемому проекту представлены в Приложении 1.
АКРА подтверждает, что проекты, рефинансируемые за счет выпуска «зеленых» облигаций, соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования ICMA в редакции 2021 года (ПЗО-2021).
Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA
АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым компонентам ПЗО-2021 ICMA. Направление использования средств (проекты, рефинансируемые за счет выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ»1, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем планируемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».
1 Проект документа был представлен Агентству; на момент проведения верификации документ был утвержден комитетом ВЭБ.РФ по «зеленому» финансированию и опубликован на сайте Эмитента: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/investoram/zelenye-obligatsii/.
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА
Эмитент |
государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» |
Кредитный рейтинг эмитента |
AAA(RU), прогноз «Стабильный» |
Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг |
Биржевые «зеленые» облигации бездокументарные процентные неконвертируемые с централизованным учетом прав, серия ПБО-002Р-33 |
Планируемый объем эмиссии |
50 млрд руб. |
Дата начала размещения |
На дату публикации не определена |
Дата погашения |
В 1 820 (одна тысяча восемьсот двадцатый) день с даты начала размещения |
Источник: АКРА, данные эмитента
Эмитент действует на основании федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"»). Основная задача государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» — способствовать долгосрочному экономическому развитию России. В партнерстве с коммерческими банками Эмитент занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей.
Агентство отмечает, что «ВЭБ.РФ» как институт развития играет ключевую роль в становлении системы устойчивого финансирования в России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р Эмитент был определен в качестве методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития. В период с марта 2020 года по май 2021 года «ВЭБ.РФ» была разработана национальная методология по «зеленому» финансированию, включающая таксономию «зеленых» проектов, таксономию адаптационных проектов, требования к системе верификации (Национальный стандарт).
В целях содействия реализации стратегии низкоуглеродного развития Российской Федерации, а также в соответствии с подписанным Российской Федерацией Парижским соглашением по климату Эмитент в своих документах указал, что «заинтересован в увеличении инвестиционного портфеля, предполагающего использование предоставленных средств на проекты, решающие экологические и климатические проблемы Российской Федерации и мирового сообщества».
Эмитент участвует во многих российских и международных инициативах в области устойчивого развития:
o Как институт развития ВЭБ.РФ проводит системную работу по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса в России. В период председательства ВЭБ.РФ в Механизме межбанковского сотрудничества БРИКС в 2020 году ВЭБ.РФ совместно с АНО «Институт Внешэкономбанка» и Центром Россия-ОЭСР РАНХиГС подготовили Принципы ответственного финансирования.
o Эмитент является участником Глобального договора ООН (UN Global Compact) с 2011 года.
o Эмитент является членом международной инициативы в области ответственного финансирования — Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, ФИ ЮНЕП) с 2013 года (ВЭБ. РФ — первый участник ФИ ЮНЕП из России).
o В 2019 году на площадке COP25 Рамочной конвенции ООН об изменении климата Эмитент впервые провел собственную экспертную сессию на тему «зеленого» подхода к устойчивому развитию городов. В 2021 году на площадке COP26 прошел «день "зеленых" финансов», а также проведен ряд сессий в рамках Международного клуба финансирования развития (International Development Finance Club, IDFC), организованных Эмитентом.
o Эмитент является членом IDFC с момента основания клуба в 2011 году. IDFC состоит из 27 национальных и региональных банков развития, традиционно занимающих прогрессивную позицию в вопросах устойчивого развития и «зеленой» экономики. Основной фокус деятельности IDFC сосредоточен на вопросах вклада банков развития — членов платформы в борьбу с изменением климата, их роли в финансировании «зеленых» проектов и содействии достижению Целей Устойчивого Развития (ЦУР) ООН на период до 2030 года.
o Представители Эмитента также активно вовлечены в качестве экспертов2 в деятельность двух ключевых рабочих групп «Большой двадцатки» — Рабочей группы по инфраструктуре (Infrastructure Working Group, IWG) и Рабочей группы по устойчивым финансам (Sustainable Finance Working Group, SFWG). Данные группы созданы в рамках сотрудничества министерств финансов и центральных банков стран «Большой двадцатки».
2 Сотрудники Эмитента представляют Российскую Федерацию в Рабочей группе по устойчивым финансам (Sustainable Finance Working Group, SFWG), где ведется разработка методологии по финансовым инструментам климатического перехода для всех стран «Большой двадцатки».
В 2022 году Эмитентом принят документ «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», в котором обозначены подходы Эмитента к процедуре подготовки и размещения «зеленых» облигаций: описан процесс предварительной оценки и отбора проектов; приведены требования к «зеленым» проектам, финансируемым (рефинансируемым) за счет выпуска «зеленых» облигаций; обозначены допустимые направления использования средств (в соответствии с национальной таксономией «зеленых» проектов и категории допустимых проектов ICMA), описаны подходы к управлению привлеченными средствами, а также принципы верификации и составления отчетности.
Ключевые факторы оценки
Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые включены в выпуск «зеленых» облигаций, описание процесса отбора данных проектов, подходов к управлению средствами и составлению будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021.
Использование средств
Цели планируемого выпуска «зеленых» облигаций Эмитента сформулированы и соответствуют ПЗО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых» облигаций, будут направлены на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) проектов, направленных на сохранение и охрану окружающей среды и оказывающих положительное воздействие на нее, а также на предотвращение изменения климата или адаптацию к изменению климата и соответствующих международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования, а также целям и основным направлениям устойчивого (в том числе «зеленого») развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации (таксономия «зеленых» проектов) (см. Приложение 1).
За счет средств, полученных от оцениваемого выпуска Эмитент планирует рефинансировать следующие проекты:
(1) Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро (направление 5.1. таксономии «Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии» согласно текущей редакции Национального стандарта).
(2) Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов (направление 5.1. таксономии «Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии» согласно текущей редакции Национального стандарта).
(3) Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» (направление 5.1. таксономии «Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии» и направление 5.7. таксономии «Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий)» (согласно текущей редакции Национального стандарта).
(4) Проект по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения (направление 6.2.1. таксономии «Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды»; направление 6.2.2. таксономии «Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения»; направление 6.4.2. таксономии «Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах» (согласно текущей редакции Национального стандарта).
Эмитент подтверждает, что 100% поступлений от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций будет направлено исключительно на рефинансирование указанных выше проектов, подпадающих под следующие категории проектов ICMA согласно ПЗО-2021:
-
экологически чистый транспорт;
-
устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами.
Эмитент предоставил Агентству:
(1) информацию о реализации проектов, включающую цель и краткое описание, а также экологический эффект и стадию готовности для каждого проекта;
(2) Концепцию «зеленых облигаций» ВЭБ.РФ;
(3) расчет климатического эффекта для каждого из проектов;
(4) заполненную анкету по форме Агентства;
(5) проект решения о выпуске ценных бумаг;
(6) документы по проектам, включая:
-
выдержку из бизнес-плана и презентацию АО «МЕТРОВАГОНМАШ» для проекта по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро;
-
характеристику предметов лизинга для проекта по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов;
-
аналитическое исследование пассажиропотоков в Таганроге для проекта по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай»;
-
выдержку из концессионного соглашения и финансовую модель для проекта по модернизации и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения.
Проекты, рефинансируемые в рамках выпуска, будут реализованы (были реализованы) в следующие сроки:
· Для проекта A. Эмитент на дату подписания решения о выпуске «зеленых» облигаций уже предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Все вагоны, поставка которых предусмотрена в рамках реализации проекта были закуплены и переданы во владение и пользование ГУП «Московский метрополитен», который эксплуатирует данные вагоны на различных ветках метро.
· Для проекта B. Эмитент на дату подписания решения о выпуске «зеленых» облигаций уже предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. В рамках реализации проекта были приобретены и предоставлены в лизинг электропоезда лизингополучателю, который эксплуатирует подвижной состав на Рижском, Белорусском, Савеловском, Киевском направлениях московского транспортного узла, обеспечивая перевозку пассажиров железнодорожным транспортом.
· Для проекта C. Эмитент на дату подписания решения о выпуске «зеленых» облигаций уже предоставил клиенту основное финансирование для целей реализации проекта. Реализация проекта предусматривает 2 этапа. В рамках 1 этапа было построено 10,63 км трамвайных путей, по маршруту запущено 10 трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и 3 тяговые подстанции. В рамках 2 этапа предполагается:
-
модернизация 35,22 км трамвайных путей;
-
реконструкция пяти тяговых подстанций;
-
реконструкция трамвайного депо;
-
закупка 50 единиц подвижного состава.
Второй этап на момент выпуска не завершен.
· Для проекта D. Эмитент на дату подписания решения о выпуске «зеленых» облигаций уже предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Концессионером начато выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой:
Строительство водозабора «Южный»:
-
завершается выбор подрядчика;
-
завершены инженерные изыскания, получены основные проектные решения, ориентировочное завершение проектных работ с учетом прохождения экспертизы — август 2022 года.
Инженерно-техническое обеспечение жилой застройки «Уюн» (сети водоснабжения и водоотведения):
-
завершается выбор подрядчика;
-
проектирование завершено, устраняются замечания, ориентировочное завершение проектных работ с учетом прохождения экспертизы — июль 2022 года;
-
подготовлена закупочная документация.
Разработка и реализация программы мероприятий по замене ветхих аварийных сетей водоснабжения на основании статистики аварийности, диагностики и гидравлического моделирования:
- ведется процедура выбора подрядчика.
Разработка и внедрение диспетчеризации на объекты водоснабжения:
- подготовлено техническое задание, ведется сбор коммерческих предложений.
Согласно информации, предоставленной Эмитентом, ни один из рассматриваемых проектов не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы. Кроме того, по данным Эмитента и в соответствии с принятыми Эмитентом процедурами, оценка экологических рисков проводится только в случаях, предусмотренных обязательными требованиями законодательства Российской Федерации. Указанные проекты не подпадают под соответствующую категорию, в связи с чем Эмитент не проводил какую-либо оценку экологических рисков.
Агентство отмечает, что рефинансируемые Эмитентом проекты не несут значимых побочных эффектов для окружающей среды (принцип «Do No Significant Harm»): при реализации проектов соблюдаются текущие требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Предварительная оценка стоимости реализации каждого проекта публично не раскрывается Эмитентом, но была предоставлена Агентству в ходе оценки.
В качестве позитивных экологических эффектов от реализации рассматриваемых проектов Эмитентом определены следующие:
A. Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 613 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (31 год) — на 949 003 т СО2-эквивалента). Расчет эффекта проводился на основании разницы в электропотреблении между новым поездом, профинансированным в рамках реализации проекта, и составом Московского метрополитена, который был замещен. Выбросы для каждого из двух типов поездов были оценены через произведение показателей потребления электричества на проезжаемый километр (квт*ч/км); расстояние, которое поезд проезжает в среднем за год (км); углеродоемкости потребляемой электроэнергии для Москвы (гСО2-эквивалента/квт*ч) (рассчитан исходя из показателя потребности ТЭС в органическом топливе по Объединенной энергетической системе (ОЭС) Центра3 за 2020 год). В расчете итогового эффекта учитывалось количество профинансированных составов.
Данные по потреблению электроэнергии включены в техническое описание приобретенных вагонов; информация о среднем количестве километров, которое поезд проезжает за день, представлена на сайте Московского метрополитена.
B. Для проекта В: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 358 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (40 лет) — на 1 214 320 т СО2-эквивалента). Экологический эффект был оценен исходя из предполагаемого изменения структуры пассажиропотока в Московском транспортном узле: прогнозируемого замещения автобусов и личных автомобилей на менее углеродоемкий вид транспорта — железнодорожный транспорт на электрической тяге. Для расчета были использованы следующие показатели: углеродоемкость различных видов транспорта (личный автотранспорт, пригородный железнодорожный транспорт, автобусы), пассажирооборот Московской области по направлению в Москву, структура пассажиропотока. Расчет финального значения предполагаемого экологического эффекта формируется посредством вычитания выбросов от предоставленных вагонов из выбросов от транспорта, который бы использовался вместо предоставленных вагонов (см. Ключевые допущения при расчете экологических эффектов).
C. Для Проекта C: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 5 987 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (28 лет) — на 167 636 т СО2-эквивалента). Эффект был вычислен исходя из расчетного изменения структуры пассажиропотока в Таганроге: прогнозируемого замещения автобусов на менее углеродоемкий вид транспорта — трамвай на электрической тяге. Расчет эффекта был произведен на основании следующих показателей: фактическая структура пассажирооборота в разрезе видов транспорта в сутки на территории Таганрога (до реализации проекта), прогнозная структура пассажирооборота в разрезе видов транспорта в сутки на территории Таганрога (в результате реализации проекта), расчетная углеродоемкость различных видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай), структура генерации электроэнергии в ОЭС Юга4. Исследование структуры пассажирооборота в результате реализации проекта предполагает, что четверть пассажиров, использующих автобус, в результате модернизации трамвайной сети станут использовать трамвай.
Углеродоемкость потребляемой электроэнергии для ОЭС Юга, к которой принадлежит Таганрог, была рассчитана на основании данных по соотношению различных видов топлива, используемых для генерации электроэнергии в системе и их расчетной углеродоемкости (см. Ключевые допущения при расчете экологических эффектов).
D. Для Проекта D: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 415 079 т СО2-эквивалента). Оценка эффекта осуществлялась исходя из снижения энергопотребления на процессы производства и отпуска воды, а также очистки и транспортировки сточных вод. Снижение энергопотребления для производства и отпуска воды происходит за счет повышения энергоэффективности и снижения доли потерь воды (за счет модернизации систем), в то время как снижение энергопотребления для очистки и транспортировки сточных вод зависит только от повышения энергоэффективности. Плановые показатели функционирования систем водоснабжения и водоотведения закреплены в концессионном соглашении.
Расчет углеродоемкости потребляемой энергии, который использовался для расчета эффекта от двух мероприятий, оценен по соотношению различных видов топлива, используемых для генерации электроэнергии в Центральном энергорайоне Сахалинской области и их расчетной углеродоемкости.
Благодаря реализации проекта Эмитент также рассчитывает на достижение следующих экологических эффектов: снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³), а также увеличение объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м ³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³). Снижение потерь воды будет достигаться за счет оптимизации системы транспортировки воды, благодаря чему произойдет снижение доли потерь с 54,65% в базисном 2021 году до 10,65% в 2070 году (плановые показатели, закрепленные в концессионном соглашении). Объем сточных вод, подаваемых на очистку, увеличится на 14% благодаря запланированным по концессионному соглашению мероприятиям (см. Ключевые допущения при расчете экологических эффектов).
3 Объединенная энергетическая система Центра располагается на территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов и 19 субъектов Российской Федерации: Москвы; Белгородской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Курской, Орловской, Липецкой, Рязанской, Брянской, Калужской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской и Московской области.
4 Объединенная энергетическая система Юга располагается на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и 15 субъектов Российской Федерации: республик Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии — Алании и Чеченской республики; Краснодарского и Ставропольского краев; Астраханской, Ростовской, Волгоградской областей и города Севастополя.
АКРА считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов, допустимыми. В то же время Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы данные о фактическом снижении выбросов парниковых газов по всем проектам, рефинансируемым за счет данного выпуска, с учетом возможной корректировки моделей расчета экологических эффектов (см. Ключевые допущения при расчете экологических эффектов), а также снижения потерь воды и увеличения объема обработки сточных вод для проекта D.
Полный перечень «зеленых» проектов, рефинансируемых за счет данного выпуска «зеленых» облигаций, с их кратким описанием, перечнем запланированных мероприятий, а также оценками экологического эффекта и указанием на соответствие проектов международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также Национальному стандарту, приведен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.
Процесс оценки и отбора проектов
Эмитент проинформировал АКРА о том, что оценка его документов и бизнес-процедур на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к «зеленому» финансированию, проводится в соответствии с базовыми международными и российскими ориентирами в сфере устойчивого развития и ответственного инвестирования.
Эмитентом определен ряд внутренних процедур, которые регламентируют процесс оценки и отбора финансируемых (рефинансируемых) проектов и изложены в документе «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ».
Признание проекта «зеленым» и допустимым для финансирования (рефинансирования) за счет средств от размещения «зеленых» облигаций происходит в соответствии со следующим порядком:
1. Бизнес-блок Эмитента осуществляет предварительную оценку того, какие проекты соответствуют требованиям к «зеленым» проектам.
2. Подразделение Эмитента, к функциям которого относится подтверждение результатов указанной выше предварительной оценки Бизнес-блока (Блок рисков), подтверждает или не подтверждает соответствие проекта требованиям, предъявляемым к «зеленым» проектам. В некоторых случаях может быть дополнительно привлечен независимый верификатор.
3. В случае положительного решения подразделения, отвечающего за указанную выше оценку соответствия, комитет ВЭБ.РФ по «зеленому» финансированию может одобрить включение такого проекта в перечень проектов, соответствующих требованиям к «зеленым» проектам и финансирование (рефинансирование) которых может осуществляться в том числе за счет средств от размещения «зеленых» облигаций.
4. В случае если на любом из вышеуказанных этапов проект был признан несоответствующим требованиям к «зеленым» проектам, дальнейшая работа по включению такого проекта в перечень проектов, отвечающих требованиям к «зеленым» проектам и финансирование (рефинансирование) которых может осуществляться в том числе за счет средств от размещения «зеленых» облигаций, не осуществляется.
Эмитент также подтвердил, что для отобранных проектов не проводятся учет и нивелирование экологических рисков в связи с тем, что проведение какой-либо экологической экспертизы для данных проектов является необязательным с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации. У Эмитента также отсутствуют собственная экологическая политика или политика по нивелированию экологических рисков при финансировании проектов, что ограничивает оценку в соответствии с методологией АКРА.
В то же время в порядке экспертизы проектов Эмитента описан подход к оценке экологических рисков. В процесс экспертизы проектов Эмитента включена экологическая экспертиза. В рамках экологической экспертизы проводится оценка соответствия проекта требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды. По результатам экологической экспертизы формулируются:
выводы о соответствии проекта требованиям и стандартам в области охраны окружающей среды (экологическим требованиям), установленным законодательством страны реализации проекта;
выводы о выявленных экологических рисках проекта;
рекомендации по устранению выявленных несоответствий и управлению экологическими рисками проекта.
Социально-экономический эффект от реализации проекта определяется по проектам, планируемым к реализации с привлечением средств федерального бюджета в рамках целевых программ, а также предусматривающим предоставление государственных гарантий Российской Федерации и индивидуальных налоговых льгот, если правилами целевых программ, условиями предоставления государственных гарантий Российской Федерации и индивидуальных налоговых льгот предусмотрено достижение социально-экономических эффектов.
Результатом оценки социально-экономических эффектов от реализации проекта по данным Эмитента может являться количественная оценка одного или нескольких из следующих показателей:
прирост валового внутреннего продукта Российской Федерации, рассчитываемый на основе прироста валовой добавленной стоимости, поступлений налоговых платежей в связи с реализацией и импортом товаров (работ, услуг);
бюджетный эффект, рассчитываемый как сальдо прироста налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в связи с реализацией проекта и размера государственной поддержки;
влияние проекта на валовый региональный продукт на протяжении пяти лет, который можно рассчитать следующим образом: сумма объема инвестиций и прироста текущего валового регионального продукта от проекта в среднем за год умноженного на пять;
количество новых рабочих мест, которые образуются в результате реализации проекта;
доля населения всего города, получающая преимущества от реализации проекта.
Эмитент не планирует выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для социальной сферы, связанных с реализацией проектов, и управлять такими рисками, так как Эмитент считает данный риск несущественным.
Кроме того, по данным Эмитента, реализация оцениваемых проектов должна соотноситься с общей стратегией развития Эмитента.
В рамках рассматриваемого выпуска, в соответствии с изложенной выше процедурой, Эмитентом определены проекты, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций (см. раздел «Использование средств» и Приложение 1 к настоящему пресс-релизу).
Эмитентом представлен проект решения о выпуске, в котором приведены проекты, на рефинансирование которых будут использованы средства, привлеченные в рамках выпуска. Кроме того, для каждого проекта Эмитентом предоставлен расчет экологического эффекта, выраженный для всех проектов в сокращении выбросов парниковых газов (в CO2-эквиваленте), а для проекта по модернизации и эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения еще и в снижении потерь воды и увеличении объема обработки сточных вод (см. Приложение 1).
Агентство отмечает, что расчеты экологических эффектов проведены непосредственно Эмитентом без привлечения внешних экспертов и профессиональных экологов, что ограничивает оценку. Расчет климатического эффекта по проектам был подготовлен сотрудниками Блока рисков Эмитента, которые принимали участие в разработке Национального стандарта (некоторые из них прошли повышение квалификации в МШУ «Сколково» по курсу «Энергопереход»).
Проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска (см. Приложение 1), относятся к следующим категориям, указанным в ПЗО-2021:
устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами;
экологически чистый транспорт.
Отобранные проекты соотносятся со следующими ЦУР ООН:
ЦУР № 6: Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех;
ЦУР № 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов;
ЦУР № 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.
По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов.
Управление средствами
Процедура управления средствами от выпуска «зеленых» облигаций, изложенная в «Концепции "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», предполагает следующий механизм (см. описание ниже).
Контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения «зеленых» биржевых облигаций, согласно данным Эмитента, также обеспечивается опубликованием отчета и информации о результатах независимой внешней оценки отчета и выпуска, включающей заключение (документ) о результатах такой оценки, в объеме, порядке и в сроки, указанные в решении о выпуске.
Также специальное подразделение Эмитента осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций. Специальное подразделение Эмитента ведет реестр выпущенных «зеленых» биржевых облигаций (далее — Реестр), который позволяет осуществлять аналитический учет средств, израсходованных на финансирование и рефинансирование «зеленых» проектов, в частности, средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций планируемого выпуска. Реестр ежеквартально актуализируется ответственными сотрудниками Эмитента.
При опубликовании отчетов об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, Эмитент планирует в том числе раскрывать сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках планируемого «зеленого» выпуска и достигаемых экологических эффектах, что повышает уровень транспарентности для владельцев облигаций.
Эмитент намерен поддерживать совокупную сумму финансирования (рефинансирования) «зеленых» проектов, финансируемых (рефинансируемых) Эмитентом, на уровне не ниже общей номинальной стоимости Биржевых облигаций.
Если до погашения «зеленых» облигаций общая номинальная стоимость выпуска превысит общий размер рефинансирования «зеленых» проектов, в том числе в случае досрочного погашения кредита, предоставленного на реализацию «зеленого» проекта, Эмитент обязуется приложить все возможные усилия для того, чтобы высвободившиеся денежные средства были направлены на финансирование или рефинансирование других проектов, соответствующих принципам и стандартам проектов в сфере экологии и «зеленого» финансирования. Согласно данным Эмитента, временно свободные денежные средства в сумме такого превышения, размещаются в номинированные в российских рублях инструменты управления ликвидностью ВЭБ.РФ.
Таким образом, Эмитентом не планируется создание отдельного счета для учета средств от выпуска «зеленых» облигаций, но предполагается ведение аналитического учета. Проект решения о выпуске и «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ» не предполагают внешнего аудиторского контроля за целевым использованием средств, что ограничивает оценку в соответствии с методологией АКРА. Проект решения о выпуске «зеленых» облигаций также не предполагает права владельцев облигаций требовать досрочного погашения принадлежащих им облигаций в случае нецелевого использования средств, что ограничивает оценку эффективности контроля за целевым использованием средств в соответствии с методологией АКРА. В то же время, так как 100% средств от рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций будет направлено исключительно на рефинансирование (восполнение денежных средств, ранее направленных на финансирование) описанных выше проектов, АКРА оценивает риск нецелевого использования средств для оцениваемого выпуска как низкий.
По мнению Агентства, процедура по управлению средствами, полученными от выпуска «зеленых» облигаций, в целом соответствует ПЗО-2021.
Отчетность
Эмитент обязуется публиковать отчет об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, в том числе и на своем сайте — www.veb.ru. В каждом отчете Эмитент обязуется раскрывать данные о проектах в соответствии с требованиями законодательства, нормативных актов Банка России и биржи, осуществившей листинг «зеленых» облигаций. Данная отчетность среди прочего будет содержать:
– наименование проекта;
– краткое описание проекта (в рамках имеющихся обязательств по конфиденциальности);
– утвержденный объем финансирования проекта за счет облигаций;
– доля финансирования проекта за счет других источников;
– сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций;
– сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде;
– сведения об управлении нераспределенными средствами;
– сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации проекта, указанных в решении о выпуске «зеленых» облигаций:
o ежегодное сокращение выбросов СО2, тыс. т СО2-эквивалента
o ежегодное сохранение электроэнергии, млн кВт*ч;
o ежегодная очистка сточных вод, тыс. м3;
o ежегодное снижение потерь воды, тыс. м3.
– сведения, подтверждающие реализацию проекта, описание которого содержится в решении о выпуске «зеленых» облигаций, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения указанных облигаций;
– сведения о фактах и объеме нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций;
– сведения о фактах и сути нарушения принципов и стандартов финансовых инструментов в сфере экологии и «зеленого» финансирования при реализации проекта;
– сведения о состоянии проекта на дату окончания отчетного периода.
Данный отчет будет публиковаться Эмитентом ежегодно в срок не позднее 150 (ста пятидесяти) дней с даты окончания отчетного года. Эмитент представил Агентству шаблон данного отчета. Кроме того, Эмитент представил АКРА ключевые методики, модели и допущения для расчета экологического эффекта по каждому проекту.
Для подтверждения регулярной отчетности об использовании денежных средств, полученных от размещения «зеленых» облигаций, Эмитент планирует на свое усмотрение привлекать независимых верификаторов, однако обязательное привлечение внешнего аудитора и/или консультанта не предполагается.
По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО-2021.
Дополнительные факторы оценки
Организационная структура и стратегия
Согласно данным Эмитента, сотрудники Блока рисков принимали участие в разработке Национального стандарта. Кроме того, часть сотрудников прошла повышение квалификации в МШУ «Сколково» по курсу «Энергопереход». Однако у Эмитента отсутствует отдельное подразделение, отвечающее исключительно за реализацию «зеленых» проектов.
Эмитентом утверждена «Концепция "зеленых" облигаций ВЭБ.РФ», принята общая Стратегия развития на период до 2024 года и на перспективу до 2030 года, а также планируется к принятию отдельная ESG-стратегия.
АКРА высоко оценивает уровень интеграции Принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента. Эмитент присоединился к ряду глобальных ESG-инициатив (см. стр. 5).
Агентство оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента как высокое.
Финансовая реализуемость проектов
Все проекты, заявленные Эмитентом в рамках данного выпуска, будут рефинансироваться.
По проектам A и B уже осуществлены закупки.
Проект C — в рамках первого этапа построено 10,63 км трамвайных путей, по маршруту запущено десять трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и три тяговые подстанции.
По проекту D предоставлена финансовая модель, на основании которой была оценена финансовая реализуемость проекта.
Данные, полученные от Эмитента, позволяют оценить финансовую реализуемость проектов как высокую. В то же время Агентство будет проводить оценку реализации проектов в рамках стандартной процедуры мониторинга.
Ключевые допущения
– целевое использование средств, полученных от выпуска «зеленых» облигаций.
Ключевые допущения при расчете экологических эффектов
1. Для проекта A. Существенные допущения, по мнению АКРА, отсутствуют.
2. Для проекта B. Расчет финального значения предполагаемого экологического эффекта формируется путем вычитания объема выбросов при эксплуатации закупаемых вагонов из объема выбросов от транспорта, который использовался бы населением (его доле, пропорциональной числу предоставленных поездов) вместо закупаемых вагонов. Таким образом, в представленной Эмитентом модели перераспределение пассажиров с других видов транспорта на обновленные модели железнодорожного транспорта пропорционально текущей структуре используемого транспорта. Данное предположение Эмитента не подкреплено натурными наблюдениями или моделями пассажиропотока. Агентство полагает, что для более точного расчета эффекта Эмитенту было необходимо более детально подойти к оценке изменения структуры пассажиропотока в связи с вводом в эксплуатацию новых поездов и предоставить прогноз снижения доли автомобильного транспорта (автобусы и личные автомобили) и увеличения доли железнодорожного.
3. Для проекта C. Расчеты ожидаемого экологического эффекта проводились на основании прогноза перераспределения пассажиропотока в Таганроге. Натурные наблюдения для составления прогноза были осуществлены в ноябре 2020 года, когда пассажиропоток и его структура могли быть искажены по сравнению со средними многолетними значениями вследствие ограничений пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса.
4. Для проекта D. Плановые показатели функционирования систем водоснабжения и водоотведения закреплены в концессионном соглашении, а их расчеты не поясняются Эмитентом. Таким образом, ключевым допущением для данного проекта является выполнение плановых показателей в полном объеме и в сроки, закрепленные в концессионном соглашении.
Компоненты оценки
Соответствие выпуска ПЗО-2021: соответствует.
Уровень оценки: GR1.
Дополнительная информация
Оценка облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, на соответствие международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.
Мнение АКРА о соответствии облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), а также требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации, публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Мнение АКРА о соответствии облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, основано на данных, предоставленных государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия облигаций государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» международно признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и «зеленого» финансирования (ПЗО-2021), и проектов, рефинансируемых в рамках выпуска данных облигаций, была запрошенной. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» принимала участие в процессе оценки.
При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологии.
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.
Присвоенная оценка не является кредитным рейтингом.
Приложение 1. Описание проектов, для рефинансирования которых будут использоваться денежные средства, полученные от размещения «зеленых» облигаций планируемого выпуска
№ проекта |
A |
B |
C |
D |
Название проекта |
Проект по замене выбывающего подвижного состава и повышению комфорта и безопасности пассажиров московского метро |
Проект по обновлению парка пригородных пассажирских электропоездов |
Проект по модернизации трамвайной сети Таганрога «Таганрогский трамвай» |
Проект по модернизации и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска на основе концессионного соглашения |
Описание проекта |
Замена выбывающего подвижного состава и повышение комфорта и безопасности пассажиров московского метро. |
Обновление парка пригородных пассажирских электропоездов в соответствии с инвестиционной программой по приобретению подвижного состава, согласованной с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. |
Комплексная модернизация наземного электрического транспорта в границах муниципального образования «Город Таганрог», создание комфортной городской среды в рамках готовящейся по поручению президента РФ федеральной программы модернизации пассажирского транспорта. |
Модернизация (включая создание новых объектов), а также последующая эксплуатация централизованной системы водоснабжения и водоотведения Южно-Сахалинска с целью решения проблемы накопленного износа инфраструктуры и поддержания планов города по капитальному строительству. |
Перечень мероприятий, стадия реализации
|
Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. В рамках реализации проекта были приобретены и предоставлены в лизинг ГУП «Московский метрополитен» 768 вагонов метро. Все вагоны, поставка которых предусмотрена в рамках реализации проекта закуплены и переданы во владение и пользование ГУП «Московский метрополитен», который эксплуатирует данные вагоны на различных ветках метро. |
Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. В рамках проекта были приобретены 17 пригородных пассажирских электропоездов и переданы в лизинг лизингополучателю, который эксплуатирует подвижной состав на Рижском, Белорусском, Савеловском, Киевском направлениях московского транспортного узла, обеспечивая перевозку пассажиров железнодорожным транспортом. |
Реализуемые в рамках проекта мероприятия: – реконструкция путевого хозяйства; – реконструкция энергохозяйства трамвайной сети; – создание современных остановочных пунктов электротранспорта, обеспечивающих комфортную посадку пассажиров, в том числе для маломобильных групп населения; – обновление подвижного состава; – создание современного комплекса автоматизированной системы управления движением для предоставления приоритета движению трамваев; – реконструкция трамвайного депо; – оптимизация существующей маршрутной сети.
Эмитент ранее предоставил клиенту основное финансирование для целей реализации проекта. Реализация проекта предусматривает два этапа. В рамках первого этапа построено 10,63 км трамвайных путей, по маршруту запущено десять трамваев, реконструированы диспетчерский пункт и три тяговые подстанции. В рамках второго этапа предполагается: – модернизация 35,22 км трамвайных путей; – реконструкция пяти тяговых подстанций; – реконструкция трамвайного депо; – закупка 50 единиц подвижного состава. Этап 2 еще не завершен. |
В рамках реализации проекта предусмотрены: – строительство нового водозабора «Южный» и модернизация сетей водоснабжения и водоотведения, что относится к мероприятиям по строительству и модернизации инфраструктуры для подготовки питьевой воды; – повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения за счет снижения потерь воды и потребления электроэнергии; – модернизация инфраструктуры очистки воды за счет внедрения эффективных и технически более совершенных технологий водоподготовки с целью доведения качества очистки воды до нормативных требований; – снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах за счет модернизации очистных сооружений канализации.
Эмитент ранее предоставил клиенту финансирование для целей реализации проекта. Концессионером начато выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой. Строительство водозабора «Южный»: – завершается выбор подрядчика; – завершены инженерные изыскания, получены основные проектные решения, ориентировочное завершение проектных работ с учетом прохождения экспертизы — август 2022 года.
Инженерно-техническое обеспечение жилой застройки «Уюн» (сети водоснабжения и водоотведения): – завершается выбор подрядчика; – проектирование завершено, устраняются замечания, ориентировочное завершение проектных работ с учетом прохождения экспертизы — июль 2022 года; – подготовлена закупочная документация.
Разработка и реализация программы мероприятий по замене ветхих аварийных сетей водоснабжения на основании статистики аварийности, диагностики и гидравлического моделирования: – ведется процедура выбора подрядчика.
Разработка и внедрение диспетчеризации на объекты водоснабжения: – подготовлено техническое задание, ведется сбор коммерческих предложений. |
Категория проектов ICMA |
Экологически чистый транспорт |
Экологически чистый транспорт |
Экологически чистый транспорт |
Устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами |
Направление национальной таксономии «зеленых» проектов |
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии. |
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии. |
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии.
5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий). |
6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды. 6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения. 6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. |
Направления и цели проектов в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1912-р |
Направление: транспорт и промышленная техника.
Цель: сокращение выбросов парниковых газов. |
Направление: транспорт и промышленная техника.
Цель: сокращение выбросов парниковых газов. |
Направление: транспорт и промышленная техника.
Цель: сокращение выбросов парниковых газов. |
Направление: водоснабжение и водоотведение.
Цель: энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов. |
Критерий соответствия |
Для рельсового транспорта на тяговом электроснабжении — без дополнительных критериев. |
Для рельсового транспорта на тяговом электроснабжении — без дополнительных критериев. |
5.1. Для рельсового транспорта на тяговом электроснабжении — без дополнительных критериев. 5.7. Без дополнительных критериев. |
6.2.1-6.2.2. Потребление энергии (полный цикл, включая водозабор, водоочистку и водораспределение) — не более чем 0,5 кВт⋅ч/м3 воды, поставляемой конечному потребителю. 6.2.1-6.2.2. Снижение потерь воды не менее чем на 20% по сравнению с текущим уровнем. 6.4.2. Снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах до уровня технологических нормативов или нормативов допустимых сбросов. |
Соответствие критерию |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует |
Соответствует всем критериям:
6.2.1-6.2.2. Средневзвешенный совокупный удельный расход для подготовки и транспортировки питьевой воды составит 0,478 кВт⋅ч/м3. 6.2.1-6.2.2. Сокращение доли потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке с 54,51 до 10,65% к 2070 году.
6.4.2. Доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов и лимитам на сбросы, рассчитанная для общесплавной (бытовой) централизованной системы водоотведения (в процентах), к 2032 году сократится до 0%. |
Обоснование экологического эффекта и пояснения |
Снижение выбросов парниковых газов на 30 613 т СО2-эквивалента в год.
На протяжении срока эксплуатации (31 год) — на 949 003 т СО2-эквивалента. |
Снижение выбросов парниковых газов на 30 358 т СО2-эквивалента в год.
На протяжении срока эксплуатации (40 лет) — на 1 214 320 т СО2-эквивалента. |
Снижение выбросов парниковых газов на 5 987 т СО2-эквивалента в год.
На протяжении срока эксплуатации (28 лет) — на 167 636 т СО2-эквивалента. |
Снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год. На протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 415 079 т СО2-эквивалента).
Снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год. На протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³).
Увеличение объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год. На протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³. |
Источник: государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
Приложение 2. Соответствие рассматриваемого выпуска облигаций Критериям соответствия финансового инструмента требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе "зеленого") развития в Российской Федерации»
АКРА также осуществило верификацию соответствия выпуска и проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от указанного выпуска средств, на предмет соответствия критериям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587, и критериям «зеленых» проектов (таксономия «зеленых» проектов).
Вывод о соответствии
Оцениваемый финансовый инструмент (облигации) соответствует критериям.
Методология проведения проверки
Оценка облигаций на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также рефинансируемых рассматриваемым выпуском проектов была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.
Проведенные мероприятия
В рамках проведения оценки верификатором (АКРА) были запрошены и проанализированы следующие материалы, представленные Инициатором (Эмитентом):
1) концепция «зеленых» облигаций ВЭБ.РФ;
2) внутренние политики и процедуры Эмитента в сфере устойчивого развития и управления рисками;
3) анкета, заполненная Инициатором по форме Агентства;
4) описание проектов;
5) модели и допущения по экологическим эффектам, представленные Инициатором.
Проведены обсуждения с Инициатором.
Подтверждение независимости суждения и отсутствия конфликта интересов или иных обстоятельств, препятствующих надлежащему, объективному и беспристрастному анализу и суждению
Cм. стр. 17 настоящего пресс-релиза.
Подтверждение заявленного Инициатором типа финансового инструмента устойчивого развития
«Зеленый» финансовый инструмент («зеленые» облигации).
Наличие мер ответственности Инициатора за несоответствие финансового инструмента устойчивого развития требованиям
Отсутствуют.
Соответствие проектов устойчивого развития одному или нескольким направлениям, предусмотренным критериями проектов устойчивого развития
5.1. Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии (проекты A, B и С).
5.7. Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамвайных линий) (проект С).
6.2.1. Строительство и модернизация инфраструктуры для подготовки питьевой воды (проект D).
6.2.2. Повышение ресурсо- и энергоэффективности инфраструктуры питьевого водоснабжения (проект D).
6.4.2. Проекты, направленные на снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (проект D).
См. Приложение 1.
Информация об Инициаторе и проектах устойчивого развития
Инициатор является институтом развития, выполняющим в соответствии с определенным законом мандатом уникальную функцию финансирования стратегически значимых инвестиционных проектов, которую в силу повышенного уровня риска и фактора регулирования не могут выполнять коммерческие банки.
Инициатор не является коммерческим банком, его деятельность регулируется специальным Федеральным законом № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» от 17.05.2007. Согласно Меморандуму о финансовой политике ВЭБ.РФ, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 10.08.2021 № 2208-р, ВЭБ.РФ участвует в реализации инициатив Правительства РФ в сфере социально-экономического развития страны.
Направления и цели рефинансирования выбранного портфеля «зеленых» проектов
Проект A. Направление: транспорт и промышленная техника. Цель: снижение выбросов парниковых газов.
Проект B. Направление: транспорт и промышленная техника. Цель: снижение выбросов парниковых газов.
Проект C. Направление: транспорт и промышленная техника. Цель: снижение выбросов парниковых газов.
Проект D. Направление: водоснабжение и водоотведение. Цель: энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.
Соответствие облигаций требованиям, установленным Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «"зеленые" облигации»
Соответствует (расширенное подтверждение представлено на стр. 1–2 настоящего пресс-релиза).
Оценка соответствия финансируемых проектов устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития
Соответствует (см. стр. 2–4 настоящего пресс-релиза и Приложение 1).
Результаты анализа целей, на которые направлены привлекаемые денежные средства, процедур обеспечения рекомендаций к использованию и управлению денежными средствами
Соответствует (см. стр. 6–12 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа процедур отбора и одобрения проектов устойчивого развития
Соответствует (см. стр. 10–12 настоящего пресс-релиза).
Результаты анализа контроля реализации проектов устойчивого развития
Соответствует (см. стр. 12–13 настоящего пресс-релиза).
Значение показателей и независимое подтверждение ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов устойчивого развития
Эмитентом были представлены расчеты следующих экологических эффектов:
Для проекта A: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 613 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (31 год) — на 949 003 т СО2-эквивалента). Расчет эффекта проводился на основании разницы в электропотреблении между новым поездом, профинансированным в рамках проекта, и составом Московского метрополитена, который был замещен (см. раздел «Ключевые допущения при расчете экологических эффектов»).
Для проекта B: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 30 358 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (40 лет) — на 1 214 320 т СО2-эквивалента). Эффект был оценен исходя из предполагаемого изменения структуры пассажиропотока в Московском транспортном узле: прогнозируемого замещения автобусов и личных автомобилей на менее углеродоемкий вид транспорта — железнодорожный транспорт на электрической тяге.
Для проекта C: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 5 987 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока эксплуатации (28 лет) — на 167 636 т СО2-эквивалента). Эффект был вычислен исходя из предполагаемого изменения структуры пассажиропотока в Таганроге: прогнозируемого замещения автобусов на менее углеродоемкий вид транспорта — трамвай на электрической тяге.
Для проекта D: ожидаемое снижение выбросов парниковых газов на 8 471 т СО2-эквивалента в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 415 079 т СО2-эквивалента). Оценка эффекта осуществлялась исходя из снижения энергопотребления в ходе процесса производства и отпуска воды, а также очистки и транспортировки сточных вод. Кроме того, благодаря реализации проекта будут достигнуты следующие экологические эффекты: снижение потерь воды на 8 920 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 437 080 тыс. м³). Реализация проекта также позволит достигнуть увеличения объема обработки сточных вод на 2 483 тыс. м³ в год (на протяжении срока реализации проекта (срок концессионного соглашения — 50 лет, положительный эффект с точки зрения воздействия на окружающую среду начинает действовать со второго года) — на 121 667 тыс. м³).
Размер планируемых показателей экологического эффекта от реализации «зеленых» проектов
Представлен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.
Информация о наличии (отсутствии) конфликта интересов и о независимости суждения
Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были (см. стр. 17 настоящего пресс-релиза).