Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен низкой долговой нагрузкой, незначительными рисками рефинансирования обязательств, сбалансированными бюджетными показателями и существенным объемом ликвидности. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывает высокая зависимость доходов бюджета от добывающего и металлообрабатывающего секторов экономики.
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд, а также топливно-энергетическими ресурсами. Валовой региональный продукт (ВРП) Региона по итогам 2020 года составил 2,7 трлн руб. Согласно прогнозам Края, по итогам 2021 года ВРП составит порядка 3,1 трлн руб.
Ключевые факторы оценки
Потребность бюджета в дополнительном финансировании капитальных расходов покрывается за счет ликвидности. Усредненное1 значение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов остается на умеренно высоком уровне и за 2019–2023 годы составит 13%. Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края также оценивается на умеренно высоком уровне: усредненное значение этого показателя за аналогичный период составит порядка 16%. Капитальные расходы Края более чем на две трети финансируются за счет собственных средств. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Края (без учета субвенций) составит 87%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит немногим более 1%, при этом потребность бюджета в использовании накопленных средств на капитальные цели в текущем году будет высока из-за существенного объема прогнозируемого дефицита.
По итогам 2021 года Край исполнил бюджет с профицитом в 26% ННД. Это позволило увеличить объем остатков на счетах Региона до уровня, в полном объеме покрывающего текущую потребность краевого бюджета в финансировании капитальных расходов.
По итогам пяти месяцев текущего года доходная часть бюджета на 17% превысила прошлогодний уровень, при этом ННД выросли на 14%. Рост ННД обеспечивали прежде всего поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (+57% к аналогичному периоду 2021-го) и по НДФЛ (+16%). Объем безвозмездных поступлений увеличился на 39% по сравнению с показателем за пять месяцев 2021 года. Прирост расходной части составил 12%. Промежуточный профицит бюджета Края превысил 40 млрд руб. (30 млрд руб. годом ранее).
Закон о бюджете Края в текущей редакции предусматривает в 2022 году снижение ННД и безвозмездных поступлений на 23 и 12% соответственно. Снижение ННД ожидается преимущественно в связи с сокращением поступлений по налогу на прибыль на 39%. Планируется, что расходная часть бюджета будет увеличена на 19%. Дефицит краевого бюджета в размере 22% ННД будет полностью профинансирован за счет накопленной ликвидности.
Объем доступной ликвидности снизится в связи с частичным финансированием дефицита бюджета. С начала 2021 года остатки на счетах Края (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем более чем втрое покрывали ежемесячные расходы бюджета. На 01.01.2022 объем средств краевого бюджета (включая средства, размещенные на депозитах) почти в полтора раза превышал размер долга Региона. Большая часть накопленных средств может быть использована для финансирования дефицита текущего года.
Коэффициент ликвидности бюджета Края (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений) превысит 140%, несмотря на ожидаемый дефицит бюджета по итогам 2022 года. Данный показатель соответствует высокому уровню по методологии Агентства.
На 01.01.2022 просроченная кредиторская задолженность краевого бюджета была несущественной. Красноярский край размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ему получать процентные доходы. В текущем году кредит Управления Федерального казначейства не привлекался, однако договор заключен. По состоянию на 01.07.2022 открытые кредитные линии отсутствуют.
Незначительные риски рефинансирования долга при низкой долговой нагрузке. На 01.01.2022 долг Края составлял 63,3 млрд руб., что на 18% меньше, чем по итогам 2020 года. Большую часть долгового портфеля формировали облигации (67%), на бюджетные кредиты приходилось порядка 33%, а менее 1% — на гарантии Края.
По состоянию на 01.07.2022 объем долга Края, его структура, а также график его погашения изменились несущественно. График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. Наибольший объем погашений приходится на 2023 год, когда Краю необходимо погасить или рефинансировать 24% долга, в 2022 году погашению подлежит 22% долга.
АКРА полагает, что в текущем году Край будет освобожден от обязательств по выплате бюджетных кредитов, которые должны быть погашены в 2022 году.
По итогам 2021 года соотношение долга и текущих доходов Края составило 17%, что соответствует самой высокой оценке по методологии АКРА. По прогнозу Агентства, этот показатель практически не изменится по итогам 2022 года.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение долга и ВРП Края составляет порядка 2%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
Край участвует в программе привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов и ожидает получить в текущем году порядка 2 млрд руб. Существует вероятность предоставления таких кредитов в размере до 89 млрд руб. Сроки выделения средств неизвестны, однако такой объем средств может изменить уровень долговой нагрузки Края в долгосрочной перспективе. Смягчающим фактором будет длительный срок погашения и низкая процентная ставка по таким кредитам.
Высокие показатели развития экономики, в значительной мере зависящей от металлургического сектора. По расчетам АКРА, в 2021 году порядка 40% налоговых поступлений в бюджет Края были обеспечены металлургическим сектором и добычей руд цветных металлов. По итогам 2021 года шесть из десяти наиболее крупных по выручке предприятий Региона были связаны с металлургическим комплексом. Это обусловило получение в минувшем году сверхдоходов в ряде добывающих и обрабатывающих отраслей. В этих секторах работают крупнейшие компании Края: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «Русал Красноярск» и др.
Усредненный за 2017–2020 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 145%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2018–2021 годы превышало 350%. Усредненный за аналогичный период показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 4,5%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-
исполнение доходной и расходной частей бюджета по итогам 2022 года в пределах параметров, установленных текущей версией закона о бюджете Края;
-
использование накопленной ликвидности для финансирования ожидаемого дефицита бюджета в 2022 году.
ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост соотношения баланса текущих операций и текущих доходов выше 20%;
-
снижение уровня концентрации налоговых доходов на металлургическом секторе.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30%;
-
существенное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов;
-
значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА(RU).
Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.
РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ
Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.