Кредитный рейтинг Ивановской области (далее — Область, Регион) обусловлен критическим отставанием показателей развития региональной экономики от среднестрановых уровней, низкой степенью контроля над расходной частью бюджета, высокой долговой нагрузкой и достаточным уровнем ликвидности бюджета.
Область расположена в ЦФО, граничит с четырьмя субъектами РФ. В Регионе проживает чуть менее 1% населения РФ. В 2015 году ВРП Области составил 171 млрд руб. (0,3% совокупного ВРП регионов РФ). Треть обрабатывающей промышленности представлена текстильным и швейным производством.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Критический уровень развития экономики Области определяется структурой промышленного производства и отсутствием крупных производств с высокой добавленной стоимостью. По итогам 2013–2015 годов промышленное производство составило порядка четверти ВРП Области, остальная доля приходилась на сектор услуг и бюджетную сферу. Основные отрасли промышленности — текстильное и швейное производство (порядка 28% промышленного производства), не обеспечивающее значимых налоговых поступлений в бюджет Области, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (порядка 23%), а также пищевая промышленность (порядка 14%). Исторически низкое значение подушевого ВРП (38% от среднего уровня по РФ) и низкие среднедушевые денежные доходы (72% от среднего по РФ уровня) ограничивают налоговую базу областного бюджета. Однако планируемые инвестиционные проекты могут в среднесрочной и долгосрочной перспективе привести к росту ВРП, опережающему среднероссийские показатели, что потенциально изменит уровень развития экономики Области.
Низкие бюджетные показатели на фоне низкой доли капитальных расходов. Сдерживающее влияние на бюджет Области оказывают показатели экономики. Доходы областного бюджета почти на треть зависят от дотаций, подавляющая часть которых — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В результате самодостаточность бюджета Области оценивается как средняя. При очень высоком уровне обязательных расходов бюджета (83% в среднем за 2014–2017 годы) капитальные расходы составляют только 7% (с плановым понижением в 2018–2019 годах до 5–6%). АКРА ожидает, что на фоне планируемого снижения расходов операционный баланс вырастет до 16–17% регулярных доходов в 2018–2019 годах (по сравнению с 10% в 2016 году).
В структуре налоговых доходов доминируют налоги на доходы физических лиц, объем которых в 2014–2016 годах сопоставим (или превышал) суммарные поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество. Поскольку количество занятых в бюджетных секторах экономики (здравоохранение, образование, госуправление и т.д.) сопоставимо с количеством занятых в других секторах, поступления по НДФЛ зависят от уровня оплаты труда в бюджетной сфере.
Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Области находится на достаточном уровне. Максимальная доля поступлений приходится на сектор производства напитков (12% в среднем за 2014–2016 годы). Однако, по оценке АКРА, практически все поступления сектора обеспечены филиалом АО «Сан ИнБев», что создает для областного бюджета определенные риски в связи с отсутствием в Регионе иных сопоставимых крупных налогоплательщиков (в особенности учитывая снижение объема производства на предприятии).
Неопределенные перспективы вынужденного снижения высокой долговой нагрузки. Показатели долговой нагрузки находятся на высоком уровне: соотношение долга и операционного баланса к концу 2017 года — 4,26; соотношение процентных расходов и операционного баланса — 32%. В результате практики привлечения Областью краткосрочных банковских кредитов соотношение операционного баланса после процентных расходов и объема погашения долга в текущем периоде (за исключением оборотов внутри года) составит к концу 2017-го 0,29. Область вынуждена экстремально сокращать абсолютный размер долга (и объем расходов) для приведения нормативных показателей в соответствие с требованиями, определенными Соглашениями с Министерством финансов РФ о предоставлении бюджетных кредитов. Администрация Области намерена существенно изменить структуру долгового портфеля в пользу облигаций, что позволит ей избежать ежегодного рефинансирования долга.
Достаточная ликвидность бюджета. Благодаря использованию кредитов УФК Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца постоянно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов (закрываемых за счет краткосрочных кредитов УФК на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта
и банковских кредитных линий).
Ключевые допущения
- получение Областью трансфертов в 2018–2019 годах на уровне 2017 года;
- снижение расходов бюджета в 2018 году;
- поддержание уровня капитальных расходов в 2018–2019 годах на уровне 2017 года;
- соблюдение в 2017–2020 годах условий получения бюджетных кредитов и дотаций из федерального бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- значимый положительный экономический и налоговый эффект от новых инвестиций в текстильную промышленность и другие отрасли экономики;
- рост доходов населения темпами, опережающими среднестрановые;
- снижение доли обязательных расходов бюджета, сопровождающееся ростом капитальных расходов (в том числе за счет федеральных средств);
- снижение долговой нагрузки;
- стабилизация графика погашения долга.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- возврат к практике ежегодного рефинансирования большей части долга;
- нарушение текущих условий обслуживания долга.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Ивановской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (30.08.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ивановской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Ивановская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ивановской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Ивановской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.