Кредитный рейтинг Магаданской области (далее — Магаданская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при высокой вероятности снижения рисков рефинансирования обязательств и умеренными бюджетными показателями. Давление на рейтинг оказывают низкая диверсификация экономики, сконцентрированной по большей части на добывающем секторе, а также возрастающая потребность в привлечении долгового финансирования на фоне недостаточного объема ликвидности и ожидаемого дефицита бюджета Области по итогам 2022 года.
Магаданская область расположена в Дальневосточном федеральном округе. Территория Области относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 140 тыс. человек (0,1% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 284 млрд руб. по итогам 2020 года. По прогнозу Региона, по результатам 2021 года его ВРП составит 338 млрд руб. По итогам 2021 года в Магаданской области было произведено более 17% добычного золота и порядка 40% добычного серебра от суммарного объема производства в стране.
Ключевые факторы оценки
Умеренный бюджетный профиль при возрастающей потребности в долговом финансировании. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 6%. Баланс текущих операций в 2022 году, по прогнозам Агентства, останется положительным, однако его размер будет небольшим, что указывает на возможность финансирования текущими доходами только текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (без учета субвенций) оценивается на умеренно высоком уровне; ее усредненное значение за 2019–2023 годы составит порядка 14%, при этом ежегодно капитальные расходы примерно наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная за тот же период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 74%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, по прогнозу АКРА, сохранится отрицательным и составит минус 6%. Прогнозное значение МБД на 2022 год указывает на недостаток собственных средств Области для финансирования капитальных расходов и говорит о росте потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования на эти цели.
Область закончила предыдущий год с профицитом в размере 2% ННД. Профицит в совокупности с частью накопленной ранее ликвидности был направлен на погашение долговых обязательств Региона.
Согласно актуальному прогнозу Области, в 2022 году предусматривается рост ННД на 13% к уровню 2021 года. Основой для роста ННД станут поступления по налогу на прибыль (рост на 24%) и поступления по налогам за пользование природными ресурсами (рост на 26%). При этом объем безвозмездных поступлений может сократиться более чем на 34%, что приведет к уменьшению доходной части бюджета Региона на 3%. Планируется, что расходная часть бюджета увеличится более чем на 5%. Ожидаемый дефицит в 11% ННД будет покрыт за счет привлечения заемного финансирования.
По итогам шести месяцев текущего года объем доходов областного бюджета сократился примерно на 0,5% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го, при этом ННД выросли на 15% в связи с увеличением поступлений по налогу на прибыль на 20%, а объем безвозмездных поступлений сократился на 30%. В то же время расходная часть бюджета Региона продемонстрировала существенный рост за первое полугодие 2022 года — свыше 21%. В значительной мере рост обусловлен увеличением капитальных расходов. Промежуточный дефицит бюджета Области на 01.07.2022 составлял 4,4 млрд руб. (годом ранее фиксировался профицит в объеме 0,3 млрд руб.)
АКРА исходит из предположения, что в течение 2022 года расходная часть бюджета Области может возрасти более существенно, чем прогнозируется Областью. Агентство полагает, что Область может не исполнить полностью объем капитальных расходов в 2022 году для снижения объема дефицита бюджета, который практически в полном объеме придется профинансировать за счет привлечения долга.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка при высокой вероятности снижения рисков рефинансирования обязательств. На начало 2022 года долг Региона составлял 12,2 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (60 и 37% соответственно), а также облигациями (3%). В структуре долга была высока доля займов, погашаемых в 2022 году. Порядка двух третей долга (8 млрд руб.) подлежало погашению в 2022 году, что создавало значительные риски рефинансирования обязательств для Региона в условиях роста процентных ставок.
По состоянию на 01.07.2022 объем долга Региона увеличился до 18,0 млрд руб. Это по большей части связано с получением бюджетных кредитов из федерального бюджета, которые будут направлены на рефинансирование коммерческой задолженности Области и ее муниципалитетов (10% от общей суммы бюджетных кредитов будет использовано для замещения коммерческих заимствований муниципальных образований). На текущий момент Область уже получила 5,5 млрд руб. из запланированных 8,6 млрд руб. В этой связи риски рефинансирования обязательств Региона существенно снизятся, а доля краткосрочного долга сократится. В соответствии с текущим графиком погашения долга в 2022 году погашается (рефинансируется) 43% долга, однако благодаря бюджетным кредитам реальная сумма к погашению будет существенно меньше.
В 2021 году Магаданская область вошла в программу предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Ожидаемый объем привлеченных средств составит в 2022–2023 годах порядка 600 млн руб., из которых 500 млн руб. будет получено в текущем году.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области снизилось до 27% по сравнению с 33% в 2020 году. По итогам 2022-го данный показатель может вырасти до 39% в связи с финансированием прогнозируемого дефицита, при этом долговая нагрузка останется на умеренно низком уровне (по методологии Агентства).
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1,5% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение долга и ВРП Области составляет порядка 5%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
Низкий уровень ликвидности. С начала 2021 года остатки на счетах Области покрывали лишь незначительную часть ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.07.2022 ситуация не изменилась. Просроченная кредиторская задолженность Региона остается существенной. Магаданская область заключила в текущем году договор c Управлением Федерального казначейства о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета. На текущем момент привлечено 2,6 млрд руб.
Коэффициент ликвидности бюджета Региона (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений) составит 1% из-за ожидаемого дефицита бюджета по итогам 2022 года. Данный показатель соответствует низкому уровню по методологии Агентства.
Экономический профиль Региона определяется высокой концентрацией на добыче цветных металлов. Основной вид деятельности в Регионе — добыча цветных металлов — обеспечивает, по оценкам АКРА, более половины налоговых поступлений в бюджет Региона. Вторая отрасль по доле в налоговых поступлениях — торговля (9% по итогам 2021 года), отрасли бюджетной сферы в совокупности сформировали порядка 14%.
Средний уровень зарплат в Области превосходит прожиточный минимум более чем в 3,5 раза, однако для населения эффект от этого нивелируется высоким уровнем цен, связанным с климатическими и логистическими издержками. В связи с этим в Регионе наблюдается постоянный миграционный отток. Значительный уровень заработных плат в Области позволяет поддерживать сравнительно высокие поступления по НДФЛ в бюджет, а уровень безработицы относительно невелик. Усредненное значение показателя безработицы за 2018–2021 годы составило 5,1%.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2017–2020 годах более чем вдвое превосходил среднестрановой показатель.
Ключевые допущения
-
прирост ННД по итогам 2022 года не ниже значений, прогнозируемых Областью;
-
прирост совокупных расходов бюджета в 2022 году не выше 9%;
-
сохранение объема капитальных расходов на уровне не ниже 2021 года;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет привлечения долга;
-
рефинансирование всего объема краткосрочной коммерческой задолженности, сформировавшейся на 01.01.2022, бюджетными кредитами;
-
увеличение объема долга не более чем в полтора раза по итогам 2022 года к аналогичному показателю 2021-го.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
достижение долгосрочного устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
отсутствие у бюджета потребности в привлечении долгового финансирования на текущие и капитальные цели;
-
снижение доли краткосрочного долга до уровня ниже 20% от общего объема долга;
-
существенный рост объема свободной ликвидности по итогам 2022 года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
дальнейший рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
устойчивое снижение доли капитальных расходов;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень, что может привести к росту долговой нагрузки.
Рейтинги выпусков
Магаданская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYL48), срок погашения — 25.12.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Магаданской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Магаданской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Магаданской области и облигационного выпуска Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Магаданской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) были опубликованы АКРА 26.04.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Магаданской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Магаданской области (ISIN RU000A0ZYL48) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Магаданской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Магаданской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Магаданской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.