Кредитный рейтинг Белгородской области (далее — Белгородская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, существенным объемом остатков на счетах Региона и сбалансированными операционными показателями бюджета. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают зависимость бюджета и экономики Региона от металлургического комплекса и сохраняющаяся потребность в использовании дополнительного финансирования на фоне плановых дефицитов в среднесрочном периоде.
Белгородская область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) по итогам 2020 года составил 999 млрд руб. По оценке Региона, за 2021 год объем ВРП составил 1 273 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно высокие показатели бюджетного профиля при возрастающей потребности в использовании накопленных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 15%, при этом баланс текущих операций по итогам 2022 года может стать слабоотрицательным на фоне ожидаемого по итогам года существенного прироста текущих расходов. Данная ситуация свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования большей части текущих расходов.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 22%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются Областью за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период составит 84%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%, что говорит о росте потребности в финансировании капитальных расходов за счет дополнительных средств. При этом в краткосрочном периоде Области придется использовать накопленную ранее ликвидность, а в прогнозном периоде 2023–2024 годов возможно привлечение долгового финансирования на капитальные цели.
Область закончила 2021 год с существенным профицитом бюджета в размере 26% ННД. Это позволило значительно увеличить объем остатков на счетах и погасить необходимую часть долговых обязательств.
По уточненному прогнозу Области ННД могут сократиться более чем на 20% по итогам 2022 года. В основе снижения прогнозных ННД заложено сокращение поступлений по налогу на прибыль на 43% и по налогам на имущество почти на 17%. Также Область ожидает снижение объема безвозмездных поступлений на 23% относительно показателя за 2021 год. В совокупности это приведет к снижению общего объема доходов бюджета на 21%. Предполагается, что расходная часть бюджета вырастет на 39%, в том числе капитальные расходы возрастут почти вдвое. Прогнозный дефицит бюджета может составить 48% ННД, и для его финансирования потребуется использовать полный объем остатков на счетах бюджета, а также привлечь заемные средства.
По итогам шести месяцев текущего года объем доходов областного бюджета увеличился на 3% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го, при этом ННД также выросли примерно на 3%. Поступления по налогу на прибыль снизились на 11%, что компенсировалось ростом других видов налоговых поступлений, в частности поступления по налогам на товары и услуги увеличились на 29% в первом полугодии 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021-го. Объем безвозмездных поступлений за полгода увеличился на 3%. В то же время расходная часть бюджета Региона продемонстрировала существенный рост за указанный период — свыше 51%. Промежуточный дефицит бюджета Области на 01.07.2022 составлял 5,4 млрд руб. (годом ранее фиксировался профицит в объеме 18,0 млрд руб.).
АКРА исходит из предположения, что в течение 2022 года доходная часть бюджета Области может сократиться менее ощутимо, чем предполагается в уточненном прогнозе. При этом расходная часть бюджета также может возрасти менее существенно. Агентство полагает, что Регион может не исполнить полностью объем капитальных расходов в 2022 году, в связи с чем дефицит бюджета сформируется ниже планируемого уровня. В таком случае накопленной ранее ликвидности будет достаточно для финансирования прогнозного дефицита, при этом остатки средств на счетах частично сохранятся, что позволит использовать данные средства для частичного финансирования дефицита 2023 года.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2022 долг Белгородской области составил 25,5 млрд руб., а наиболее существенная часть долгового портфеля (62%) приходилась на облигации, 34% составляли бюджетные кредиты, а оставшуюся часть — государственные гарантии. График погашения долга сбалансирован, периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 35% долга, а в течение 2022 года погашению подлежат 3,4 млрд руб. (13% совокупного долга Региона). По состоянию на 01.07.2022 объем долга Региона и график его погашения существенно не изменились.
В текущем году Область получит из федерального бюджета кредит для рефинансирования коммерческих заимствований в объеме 6,3 млрд руб. с погашением в 2025–2028 годах. Чуть менее половины (3,0 млрд руб.) будет направлено на погашение облигаций Региона. Оставшаяся часть будет использована для погашения коммерческих заимствований муниципальных образований Области. В этой связи реальное погашение долговых обязательств в текущем году может быть существенно ниже планового уровня.
В 2021 году Белгородская область вошла в программу предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Ожидаемый объем привлеченных средств в текущем году составит чуть более 2,0 млрд руб. По мнению АКРА, данные средства, как и бюджетный кредит на рефинансирование коммерческой задолженности, не окажут негативного влияния на долговую нагрузку Региона, поскольку являются долгосрочными, а график их погашения плавный.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 17%. По оценкам АКРА, соотношение долга и текущих доходов по итогам 2022 года может возрасти до 24%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Рост долговой нагрузки преимущественно связан с предполагаемым снижением объема текущих доходов Региона в прогнозном периоде.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1,0% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение долга и ВРП Области составляет порядка 3%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
Объем доступной ликвидности существенно снизится в связи с финансированием дефицита бюджета. С начала 2021 года для Области была характерна ситуация, в которой остатки на счетах в среднем втрое превышали ежемесячные расходы бюджета. На 01.01.2022 объем средств на счетах Региона превысил 39 млрд руб., что превосходит его совокупный долг более чем в полтора раза. Существенная часть накопленных средств, вероятно, будет использована для финансирования дефицита текущего года. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) составит 102% по итогам 2022 года.
Как следует из данных на 01.01.2022, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. За минувший период 2022 года у Региона не было необходимости привлекать краткосрочный бюджетный кредит от Управления Федерального казначейства.
Умеренные показатели развития экономики при существенной концентрации на металлургическом комплексе. Усредненная доля налоговых поступлений от добычи металлических руд и металлургического производства, по расчетам АКРА, превысила 47% в 2018–2021 годах. По итогам 2021 года поступления от этих двух отраслей сформировали порядка 58% налоговых поступлений Области, что указывает на существенную зависимость ее бюджета от металлургического сектора в связи с изменениями рыночной конъюнктуры. Крупнейшим по выручке предприятием Региона является Лебединский горно-обогатительный комбинат (входит в АО «ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ», рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный») — самое большое предприятие в России по добыче и обогащению железной руды.
В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 99% от среднестранового показателя. Соотношение усредненных за 2018–2021 годы номинальной заработной платы и прожиточного минимума Области превысило 3,5. Безработица в Регионе в период с 2016 по 2021 год не превышала 5%, а по итогам 2021 года ее уровень составил 4,2%.
Ключевые допущения
-
сокращение общего объема доходов Региона не более чем на 15% по итогам 2022 года;
-
рост расходной части бюджета не более чем на 36% в текущем году по сравнению с итогами 2021-го;
-
сокращение капитальных расходов бюджета для снижения объема прогнозируемого дефицита;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;
-
сохранение низкой долговой нагрузки в течение 2022 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост диверсификации экономики;
-
существенное увеличение объема текущих доходов относительно прогнозных значений;
-
сохранение значительного объема остатков на счетах Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение операционной эффективности бюджета, вызванное недополучением доходов;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
значительное сокращение объема доступной ликвидности бюджета.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34012 (ISIN RU000A100PP0); срок погашения — 05.08.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34013 (ISIN RU000A100Y84); срок погашения — 15.10.2024, объем эмиссии — 2 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34014 (ISIN RU000A101PA0); срок погашения — 16.05.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34015 (ISIN RU000A101RB4); срок погашения — 29.05.2025, объем эмиссии — 2,7 млрд руб., — АA-(RU).
Белгородская область, 34016 (ISIN RU000A1025F6); срок погашения — 18.09.2025, объем эмиссии — 4,5 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Белгородской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и облигационных выпусков Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1, RU000A100PP0, RU000A100Y84, RU000A101PA0, RU000A101RB4, RU000A1025F6) были опубликованы АКРА 13.06.2017, 19.06.2017, 05.08.2019, 16.10.2019, 19.05.2020, 01.06.2020 и 18.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.