Подтверждение кредитного рейтинга ООО «Объединенная машиностроительная группа» (далее — Группа, Компания, ОМГ) является следствием сохранения кредитных метрик в рамках установленного для данного рейтингового уровня диапазона. По результатам 2021 года произошло некоторое снижение рентабельности по FFO до процентов и налогов, а также рост долговой нагрузки, однако это не оказало негативного влияния на взвешенное значение показателей рейтинговой модели.
Кредитный рейтинг Группы определяется сильной рыночной позицией, средней оценкой бизнес-профиля, географической диверсификации и уровня корпоративного управления. Оценка финансового риск-профиля обусловлена средним размером Компании, высокой рентабельностью, сильной ликвидностью и высоким покрытием. Средний уровень долговой нагрузки и слабый свободный денежный поток (FCF) оказывают сдерживающее влияние на рейтинг.
ОМГ является одним из крупнейших производителей большегрузной, строительно-дорожной техники и силовых агрегатов в России. Структурно Группа представлена двумя основными субхолдингами — ООО «Объединенная машиностроительная группа» и ООО «Машиностроительная группа». Первый субхолдинг включает компании, занимающиеся производством грузовых автомобилей (АО «АЗ «УРАЛ» — крупнейшее предприятие России, специализирующееся на выпуске грузовых автомобилей высокой проходимости) и силовых агрегатов (ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) — ведущий производитель и поставщик дизельных двигателей и силовых установок с линейной мощностью от 100 до 550 кВт (130–750 л. с.). Компании второго субхолдинга специализируются на производстве широкой линейки дорожно-строительной техники (ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Брянский арсенал», ЗАО «ЧСДМ», АО «Эксмаш», ООО «Брянский тракторный завод»). Общая численность сотрудников Группы составляет более 13 тыс. человек, а объем выпуска — свыше 10 тыс. единиц техники и 45 тыс. двигателей.
Ключевые факторы оценки
Оценка операционного риск-профиля обусловлена высокими оценками рыночной позиции и субфактора «зависимость от субподряда и комплектующих». Группа является лидером на умеренно концентрированном рынке силовых агрегатов с долей в 35%, а также успешным игроком — наряду с ПАО «КАМАЗ» — на высококонцентрированном рынке полноприводных грузовых автомобилей (37%). Кроме того, ОМГ является конкурентным игроком на фрагментированном рынке строительно-дорожной техники по нескольким категориям продукции (7% рынка) с лидерством в узком продуктовом сегменте (автогрейдеры — 55%). Объем контрактной базы — около 100% годовой выручки. В то же время оценка операционного риск-профиля учитывает невысокую оценку субфактора «характеристика рынков сбыта», обусловленную высокой насыщенностью рынка большегрузных автомобилей в России, а также высокой цикличностью основных отраслей — потребителей продукции Группы (в том числе дорожное и жилищное строительство, сельское хозяйство, нефтегазовый комплекс). Тем не менее некоторые сегменты этого рынка могут показать опережающие темпы роста. Средняя оценка географической диверсификации обусловлена долей экспортных контрактов в структуре выручки в размере менее 20%, при этом география поставок на экспорт достаточно обширна. В ближайшие годы Компания планирует расширить модельный ряд и нарастить объем поставок на внутренний и внешний рынки.
Средний уровень корпоративного управления учитывает сильную оценку субфактора «стратегия управления». Стратегия развития включает в себя модернизацию и расширение модельного ряда, реализацию мероприятий по повышению степени локализации, снижению затрат и повышению маржинальности производства, а также развитию своей дилерской сети и зарубежных представительств. Группа применяет отдельные элементы системы риск-менеджмента (например, страховое покрытие максимального круга рисков), однако единые документы по управлению рисками пока не утверждены. Методология управления рисками находится в стадии разработки и будет внедрена после детального обсуждения внутри Компании. Стратегические решения принимаются советом директоров, созданным на уровне ОМГ. Структурно Группа состоит из двух производственных дивизионов. В настоящее время осуществляются упрощение структуры и ликвидация непрофильных компаний. Топ-менеджмент Компании состоит из экспертов с большим опытом работы в отрасли. Финансовая прозрачность находится на среднем уровне. Компания ведет отчетность по РСБУ, а также готовит аудированную комбинированную финансовую отчетность двух субхолдингов — ООО «Объединенная машиностроительная группа» и ООО «Машиностроительная группа» — по стандартам МСФО на ежегодной основе. При этом отсутствует практика публичного раскрытия операционных и финансовых показателей на регулярной основе.
Оценка финансового риск-профиля обусловлена средней оценкой за размер бизнеса (абсолютное значение FFO до чистых процентных платежей и налогов — менее 30 млрд руб.), высокой оценкой за рентабельность (отношение FFO до процентов и налогов к выручке — около 10%), средней оценкой долговой нагрузки и высокими оценками за обслуживание долга и ликвидность. Сдерживающим фактором для рейтинга является низкая оценка FCF.
По результатам 2021 года вследствие опережающего роста себестоимости показатель рентабельности снизился до 8,4% против 11,8% в 2020-м. АКРА ожидает, что по мере расширения модельного ряда и запуска собственного производства мостов рентабельность будет повышаться. Показатель долговой нагрузки составил 3,9х против 3,0х в 2020-м на фоне роста абсолютного значения долга и снижения операционного потока. АКРА ожидает значение долговой нагрузки в пределах 3,0х по результатам 2022 года. Показатель обслуживания долга (отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) в 2021 году составил 5,1х против 6,8х в 2020-м. АКРА ожидает, что данный показатель может опуститься ниже 5,0х вследствие роста процентных ставок в 2022 году, однако в 2023 и 2024 годах, по мнению АКРА, показатель будет уверенно превышать 5,0х.
Сильная оценка ликвидности обусловлена наличием невыбранных кредитных линий от банков, а также свободными денежными средствами на счетах. При этом, учитывая необходимость финансирования инвестиционной программы, ликвидность в средне- и долгосрочной перспективе будет зависеть от способности Компании привлекать заемное финансирование.
Сдерживающим фактором оценки финансового риск-профиля является показатель FCF, который был отрицательным в 2021 году вследствие роста инвестиций как в основной, так и в оборотный капитал. Агентство ожидает, что в прогнозном периоде показатель FCF будет волатильным и оценка субфактора «денежный поток» останется низкой из-за роста инвестиционной программы. При этом АКРА отмечает наличие определенной гибкости у Компании в том, что касается корректировки инвестиционной программы в зависимости от складывающейся конъюнктуры на рынке.
Ключевые допущения
-
рост объема производства в соответствии с бизнес-планом Компании;
-
капитальные затраты в соответствии со стратегией Компании;
-
сохранение положения одного из ключевых производителей полноприводных грузовых автомобилей и силовых агрегатов;
-
сбалансированные дивидендные выплаты.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- снижение долговой нагрузки (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей) ниже 2,0х одновременно с положительным значением FCF и значением показателя рентабельности по FFO до процентов и налогов выше 15%.
-
снижение показателя обслуживания долга (отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам) ниже уровня 5,0х;
-
увеличение долговой нагрузки (отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей) выше 3,5х.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): а-.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ООО «Объединенная машиностроительная группа» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг ООО «Объединенная машиностроительная группа» был опубликован АКРА 18.08.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ООО «Объединенная машиностроительная группа» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ООО «Объединенная машиностроительная группа», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, ООО «Объединенная машиностроительная группа» принимало участие в процессе его присвоения.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало ООО «Объединенная машиностроительная группа» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.