Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен развитой региональной экономикой, минимальным уровнем долговой нагрузки при отсутствии рисков рефинансирования обязательств, а также сохраняющимся существенным уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывает высокая степень самодостаточности бюджета наряду с большой долей капитальных расходов, финансируемых Областью самостоятельно.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,55 млн человек (1,1% населения РФ) без учета населения автономных округов. Валовый региональный продукт (ВРП) без учета автономных округов по итогам 2020 года составил 1 166 млрд руб. По оценке Области, по итогам 2021 года ее ВРП мог составить 1 347 млрд руб. Ежегодно его доля оценивается приблизительно в 1,3% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы оценки
Сильный бюджетный профиль при наличии потребности в использовании накопленной ликвидности. Усредненное 1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона в 2019–2023 годах составит порядка 10%. Баланс текущих операций в 2022 году, по мнению АКРА, может стать отрицательным из-за существенного прироста текущих расходов, при этом возможность финансирования большей части текущих расходов за счет текущих доходов у Области сохранится.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области (без учета субвенций) оценивается на высоком уровне — ее усредненное значение за 2019–2023 годы превысит 22%. Ежегодно капитальные расходы более чем на 90% финансируются за счет собственных средств, что, по мнению Агентства, может служить дополнительным резервом при сокращении расходов бюджета. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 95%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов в соответствии с параметрами актуального закона о бюджете Области составит -13%. Прогнозное значение МБД на 2022 год указывает на необходимость использования накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.
Область исполнила бюджет 2021 года с существенным профицитом в размере 11% ННД. Это позволило значительно увеличить объем остатков на счетах. Согласно актуальной версии закона о бюджете Региона, в 2022 году предусматривается снижение ННД на 8% к уровню прошлого года, которое в основном определяется возможным сокращением поступлений по налогу на прибыль на 13%. Объем безвозмездных поступлений может сократиться более чем на 29%, что в совокупности приведет к уменьшению доходной части бюджета Региона на 10% относительно показателя 2021 года. Ожидается, что расходная часть бюджета вырастет примерно на 41%, при этом капитальные расходы планируется увеличить практически вдвое по итогам года. Текущие расходы бюджета также покажут существенный прирост на 28% к прошлогоднему уровню, в том числе межбюджетные трансферты некапитального характера могут вырасти на треть. Ожидаемый дефицит в 43% ННД будет на две трети покрыт за счет накопленной ликвидности, оставшуюся часть дефицита Область планирует покрыть за счет заемного финансирования.
По итогам шести месяцев текущего года объем доходов областного бюджета увеличился на 54% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го, при этом ННД выросли на 59%. За указанный период поступления по налогу на прибыль увеличились на 67%, а объем безвозмездных поступлений — на 5%. В то же время расходная часть бюджета Региона также продемонстрировала существенный рост — более чем на 67%. Промежуточный профицит бюджета Области на 01.07.2022 несколько превысил профицит за шесть месяцев прошлого года и составил 29,3 млрд руб.
АКРА исходит из предположения, что в течение 2022 года доходная часть бюджета может сократиться менее существенно, чем прогнозируется Областью. Наряду с этим Агентство полагает, что Регион может не исполнить полностью объем капитальных расходов в текущем году. Эти два фактора приведут к тому, что дефицит бюджета сформируется ниже планируемого уровня, что позволит не привлекать заемное финансирование.
Минимальный уровень долговой нагрузки и отсутствующие риски рефинансирования. На начало 2022 года долг Региона составлял 1,0 млрд руб. и был представлен гарантиями и бюджетными кредитами (68 и 32% соответственно). Риски рефинансирования обязательств практически отсутствовали по причине малой величины долга и значительного объема остатков на счетах Области.
По состоянию на 01.08.2022 объем долга Региона увеличился до 6,1 млрд руб., поскольку в 2021 году Тюменская область вошла в программу предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Объем привлеченных средств в текущем году составил 4,9 млрд руб. По мнению АКРА, данный заем не окажет негативного влияния на долговую нагрузку Региона, поскольку является долгосрочным, а график его погашения — плавным (плановое погашение состоится в 2024–2037 годах). Наряду с привлечением ИБК незначительно увеличился объем выданных гарантий. Риски рефинансирования обязательств в краткосрочной и среднесрочной перспективе остаются несущественными.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составляло менее 1%. По итогам 2022 года данный показатель в соответствии с актуальной версией закона о бюджете может вырасти до 15% в связи с финансированием прогнозного объема дефицита, при этом долговая нагрузка сохранится на низком уровне (по методологии Агентства).
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение усредненных долга и ВРП Области составит менее 2% в случае реализации сценария, заложенного в актуальную версию закона о бюджете, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
Объем накопленной ликвидности сохраняется. Тюменская область обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.01.2022 многократно превышал объем совокупного долга. С начала 2022 года остатки на счетах Области в среднем более чем в пять раз превосходили ежемесячные расходы бюджета. На 01.08.2022 объем накопленных средств бюджета увеличился на 24% в сравнении с показателем на начало года. Существенная часть накопленных средств, вероятно, будет использована для финансирования дефицита текущего года. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Области (по методологии АКРА) составит порядка 100% по итогам 2022 года.
Просроченная кредиторская задолженность областного бюджета отсутствует. Долговая нагрузка муниципальных образований несущественна.
Высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2017–2020 годах усредненное значение данного показателя в 1,2 раза превышало усредненное среднестрановое значение.
Отношение усредненной за 2018–2021 годы заработной платы к усредненному за аналогичный период региональному прожиточному минимуму превысило 3,5. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы (по методологии МОТ) составил 4,5%, при этом за 2021 год безработица в Регионе снизилась с 4,8 до 4,4%.
Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. По расчетам АКРА, отрасль производства нефтепродуктов обеспечила наибольшую усредненную за последние четыре года долю налоговых поступлений — 25%. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, а также на сухопутный и трубопроводный транспорт.
Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО), действующий до 31.12.2025. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета Области в соответствии с параметрами, утвержденными актуальной версией закона о бюджете;
-
снижение капитальных расходов в случае сокращения доходов бюджета ниже прогнозируемого уровня;
-
рост долговой нагрузки в 2022 году до 15% текущих доходов;
-
сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
сокращение ликвидности до уровня ниже ежемесячных расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов с одновременным повышением риска рефинансирования;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.