Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, умеренно низкой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В 2020 году в Регионе проживало 0,4% населения России, валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки. Соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2022 года может составить 41%, а на конец 2023 года — 47%. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню риска. Соотношение усредненных 1 долга и ВРП Области составит порядка 6%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

По состоянию на 01.08.2022 долг Региона был представлен только бюджетными кредитами. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2019–2023 годах составит менее 1%.

В 2022 году Область привлекла долгосрочные бюджетные кредиты на финансирование инфраструктурных кредитов и погашение обязательств по коммерческому долгу, подлежащих выплате в 2022 году. Данные меры позволяют снизить риски рефинансирования долга. По состоянию на 01.08.2022 до конца 2023 года Области предстояло погасить или рефинансировать 6% своей задолженности.

Рост уровня ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.08.2022 более чем в четыре раза превышали среднемесячные расходы областного бюджета за семь месяцев 2022 года. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году может составить порядка 46%.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2019 по 2023 год составит 70%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет находиться на уровне 11%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -2%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и потребности в привлечении долга для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2019–2023 годах составят 19% совокупных расходов бюджета, в значительной степени они финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом 14% ННД, который планируется профинансировать за счет средств, накопленных на счетах в предыдущие годы, и привлечения долга. По оценке АКРА, фактический дефицит в 2022 году может оказаться значительно ниже указанного уровня. За семь месяцев 2022 года бюджет был исполнен с промежуточным профицитом порядка 10 млрд руб., ННД благодаря благоприятной конъюнктуре на рынке удобрений увеличились почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической промышленности составляла от 4 до 15% его налоговых доходов за 2016–2020 годы. В 2021 году на предприятия химической промышленности пришлось более 30% всех налоговых доходов Области. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также обработка древесины и производство бумаги и бумажных изделий. ВРП Региона на душу населения в 2020 году составил 74% среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2021 году превысила региональный прожиточный минимум более чем втрое. Уровень безработицы в Регионе снизился с 5,8% в 2020 году до 4,1% в 2021-м, что ниже среднего для России уровня.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2022 и 2023 годах в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;

  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение двух лет);

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 40%;

  • дальнейший рост уровня ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;

  • рост долговой нагрузки более 50% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.