Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при комфортном графике погашения задолженности и несущественных рисках рефинансирования, а также значительным объемом остатков на счетах Региона и сильным бюджетным профилем с незначительной потребностью в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов. Дополнительную поддержку рейтингу Республики оказывают высокие показатели развития региональной экономики.
Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). По итогам 2020 года его валовой региональный продукт (ВРП) составил 2 634 млрд руб. По оценкам Республики, по результатам 2021 года ВРП составил 3 355 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сильный бюджетный профиль с незначительной потребностью в использовании свободной ликвидности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 29%. Баланс текущих операций по итогам 2022 года сохранится положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов и соответствует максимальной оценке операционной эффективности бюджета (по методологии АКРА).
Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 41%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет. Усредненная за аналогичный период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 82%.
Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. Это указывает на то, что Республика финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, однако ей может потребоваться частичное использование накопленной ликвидности.
Республика закончила 2021 год с профицитом в размере 4% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах Региона.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Республики, в 2022 году предусматривается увеличение ННД на 2% к уровню прошлого года благодаря возможному росту на 3% поступлений по налогу на прибыль и налогам на товары и услуги. Однако объем безвозмездных поступлений может сократиться более чем на 7%, в результате чего доходная часть бюджета Региона останется неизменной относительно показателя 2021 года. Ожидается, что расходная часть бюджета увеличится примерно на 14%, в том числе капитальные расходы планируется увеличить на 18% к прошлогоднему уровню, а текущие — на 12%. Ожидаемый дефицит в 13% ННД будет на две трети покрыт за счет накопленной ликвидности, оставшуюся часть дефицита Республика планирует покрыть посредством привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК).
По итогам шести месяцев текущего года объем доходов республиканского бюджета увеличился на 39% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го, при этом ННД выросли практически на 45%. Поступления по налогу на прибыль, обеспечившие основной рост ННД, увеличились на 76%, а объем безвозмездных поступлений за полгода вырос на 5%. Расходная часть бюджета Региона возросла за тот же период на 20%. Промежуточный профицит бюджета Области на 01.07.2022 составлял 38,7 млрд руб. (годом ранее он был равен 8,7 млрд руб.).
Исходя из полугодового исполнения бюджета Республики, АКРА полагает, что в течение 2022 года доходная часть бюджета может увеличиться существеннее, чем заложено в актуальной версии закона о бюджете. По этой причине дефицит бюджета может сформироваться ниже планируемого уровня, что позволит сохранить часть накопленной ликвидности.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Умеренно низкая долговая нагрузка и некоммерческий характер долга. На начало 2022 года долг Республики составлял 96,6 млрд руб. и был представлен бюджетными кредитами и гарантиями (89 и 11% соответственно). Исторически большую часть долга составляют бюджетные кредиты, а оставшаяся часть приходится на гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. Риски рефинансирования обязательств практически отсутствовали по причине некоммерческого характера долга и значительного объема остатков на счетах бюджета.
По состоянию на 01.08.2022 объем долга Региона снизился до 93,0 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга за истекшую часть текущего года обусловлено валютной переоценкой государственных гарантий Региона. В то же время объем бюджетных кредитов увеличился на 2,4 млрд руб., поскольку Республика вошла в программу предоставления ИБК. Ожидаемый объем привлеченных средств по этой программе в текущем году составит 10,4 млрд руб. По мнению АКРА, данные средства не окажут негативного влияния на долговую нагрузку Региона, поскольку являются долгосрочными, а график их погашения плавный (плановое погашение состоится в 2024–2037 годах). Риски рефинансирования обязательств в кратко- и среднесрочной перспективе остаются несущественными. По данным на 01.08.2022, доля бюджетных кредитов в совокупном объеме долга увеличилась до 95%. Ожидается, что совокупный объем погашения за 2022–2023 годы составит менее 1% от общей величины долга.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Региона составило 31%. По итогам 2022 года данный показатель, в соответствии с актуальной версией закона о бюджете Республики, может вырасти до 35% в связи с финансированием прогнозного объема дефицита, при этом долговая нагрузка сохранится на умеренно низком уровне (по методологии Агентства).
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 0,1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение усредненных долга и ВРП Республики составит 3%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.
Объем накопленной ликвидности продолжает увеличиваться. С начала 2022 года остатки на счетах бюджета Республики в среднем в полтора раза превышали объем ежемесячных расходов. По состоянию на 01.07.2022 объем накопленной ликвидности более чем в два с половиной раза превышал показатель на начало года. Существенная часть накопленных средств, вероятно, будет использована для финансирования дефицита текущего года. В этой связи коэффициент ликвидности бюджета Республики (по методологии АКРА) составит 72% по итогам 2022 года.
В среднесрочной перспективе, по оценкам Агентства, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, невысокая.
Республика не использует кредитные линии в качестве инструмента собственной ликвидности. Договор с Управлением Федерального казначейства на дату проведения анализа не был заключен в силу отсутствия необходимости.
Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2018 по 2021 год максимальную долю (порядка 23%) налоговых поступлений (усредненная доля за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Порядка 12% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, а совокупность обрабатывающих отраслей сформировала около 22% налоговых поступлений Региона.
Усредненный за 2017–2020 годы ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 108%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2018–2021 годах превышало 350%. Усредненный показатель безработицы за 2018–2021 годы, рассчитываемой по методологии МОТ, находится на низком уровне в 3,0%. Уровень безработицы в 2021 году составил 2,6%.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета Республики по итогам 2022 года в соответствии с параметрами, заложенными в актуальной версии закона о бюджете;
-
привлечение в 2022 году ИБК из федерального бюджета в соответствии с утвержденным лимитом;
-
финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;
-
отсутствие необходимости в привлечении дополнительного долгового финансирования для покрытия текущих расходов;
-
отсутствие необходимости в погашении государственных гарантий Республики в текущем году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
необходимость предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
-
существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;
-
необходимость исполнения гарантийных обязательств перед Минфином России;
-
исполнение бюджета по итогам 2022 года с дефицитом, превышающим объем доступной ликвидности.
РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.