Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низкой относительной долговой нагрузкой, а также невысокой, но растущей в 2022 году ликвидностью. Дополнительную поддержку рейтингу оказывают стабильные показатели развития городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают низкая операционная эффективность бюджета и значительная зависимость от перечислений из вышестоящего бюджета.
Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Численность населения Города в 2021 году составила 225 тыс. человек. По оценкам АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Иркутской области составляет порядка 10% ежегодно.
Ключевые факторы оценки
Умеренный бюджетный профиль. Согласно актуальной версии Решения о городском бюджете, в текущем году предусмотрено снижение доходной части бюджета на 4,6% к показателю 2021 года, при этом налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) Города возрастут на 3,4%, а объем безвозмездных поступлений сократится на 8,4%. Расходная часть бюджета уменьшится на 4,1%, а ожидаемый дефицит в 5,4% ННД будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах.
В то же время администрация Города полагает, что показатели исполнения бюджета будут отличаться от запланированных. В частности, безвозмездные поступления вырастут на 15,9%, увеличение ННД будет соответствовать заложенному в бюджет, а расходы, согласно ожиданиям, увеличатся на 12%. Дефицит составит 4% ННД и будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах. В своем прогнозе АКРА опирается на ожидания администрации Города.
Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы окажется на близком к нулю уровне, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2019–2023 годы составит порядка 18%. АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы финансируются в основном за счет вышестоящего бюджета.
Усредненная доля ННД в доходах Братска (без учета субвенций) составит 58%. Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -1%. Отрицательное значение показателя указывает на потребности бюджета в использовании ликвидности или в привлечении долгового финансирования.
За семь месяцев 2022 года доходы Города выросли на 5% (в основном за счет роста безвозмездных поступлений на 7,3%), а расходы — на 2,9%, в результате чего бюджет был исполнен с промежуточным профицитом.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Низкая долговая нагрузка при умеренных рисках рефинансирования. На 01.01.2022 долг Братска составил 1,4 млрд руб. Долговой портфель представлен коммерческими и бюджетными кредитами (78 и 22% соответственно). За 2021 год доля банковского долга выросла с 54 до 78%. По состоянию на начало текущего года погашению подлежало 23% долга, на 2023 год приходилась выплата 38% долга.
На 01.08.2022 долг Города вырос на 215 млн руб. за счет привлечения кредита Управления Федерального казначейства (УФК) и роста объема бюджетных кредитов, предоставленных Иркутской областью, на 75 млн руб.
Относительная долговая нагрузка на городской бюджет невысока: на конец 2022 года, по прогнозу АКРА, долг Братска может составить 15% его текущих доходов, или 42% ННД. Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов, поступающих в виде трансфертов, что характерно для бюджетов большинства муниципальных образований.
Процентные расходы необременительны и по итогам года не превысят 2% совокупных расходов (без учета субвенций).
Валовой городской продукт (ВГП) Братска не рассчитывается в силу отсутствия данных, однако, по мнению Агентства, соотношение долга Города и его ВГП могло бы быть значительно ниже 20%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии Агентства.
Достаточный уровень ликвидности бюджета. Среднемесячные остатки на счетах бюджета Братска в течение 2021 года покрывали примерно четверть его ежемесячных расходов, однако за истекший период 2022 года они возросли в среднем до половины планируемых ежемесячных расходов.
Исходя из ожиданий администрации Города, коэффициент ликвидности по итогам текущего года составит 37%. Для покрытия кассовых разрывов Город использует короткие кредиты УФК.
Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (усредненное за 2018–2021 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 28%). По мнению Агентства, усредненный за 2016–2019 годы скорректированный подушевой ВГП мог бы составить 114% от среднестранового показателя.
Усредненная за 2018–2021 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в три раза превысила прожиточный минимум Братска. Усредненный оценочный уровень безработицы (по методологии МОТ) за указанный выше период составил порядка 4,8%.
Ключевые допущения
-
использование остатков на счетах для финансирования дефицита бюджета;
-
сохранение низкого уровня долговой нагрузки;
-
сохранение значительной зависимости бюджета Города от перечислений из вышестоящего бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение операционной эффективности бюджета;
-
привлечение долгосрочных долговых инструментов и минимизация риска рефинансирования;
-
значительный рост ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
-
рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;
-
использование краткосрочных долговых инструментов при рефинансировании текущей задолженности;
-
снижение объема доступной ликвидности.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.