Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен средним уровнем показателей бюджетной дисциплины, значительным ростом поступлений налога на имущество в 2017 году относительно запланированного уровня, которые будут направлены на сдерживание роста долговой нагрузки, достаточным уровнем ликвидности бюджета, а также спецификой социально-экономического развития — высокой долей добывающей отрасли в валовом региональном продукте (ВРП).

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), граничит с семью субъектами РФ. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 0,6% населения РФ. В 2015 году ВРП Республики составил 523 млрд руб. (0,8% совокупного ВРП регионов РФ). Более трети ВРП формирует добывающий сектор (топливно-энергетические полезные ископаемые).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Зависимость экономики от добывающего сектора при неравномерном уровне развития территорий. Добыча полезных ископаемых (угля, нефти и газа) в отдельных районах составляет более трети ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор формирует две трети промышленного производства Республики Коми. Регион характеризуется существенной дифференциацией социально-экономического развития добывающих и недобывающих районов. Дальнейшее экономическое развитие Республики зависит от вложений в геологоразведку, а также от развития иных отраслей экономики (деревообработка, агропромышленный комплекс).

Показатели бюджетной дисциплины обусловлены высокой долей обязательных расходов. Бюджет Республики демонстрирует высокую степень самодостаточности доходной части при стагнации основных видов доходов. Слабая отраслевая диверсификация экономики находит отражение в низкой диверсификации налоговых доходов. Стабильно высокий уровень обязательных расходов негативно сказывается на соотношении операционного баланса
и регулярных доходов Региона. В анализируемом периоде АКРА отмечает тенденцию роста указанного соотношения и ее возможное сохранение в среднесрочной перспективе (с 6% в среднем с 2014 по 2016 год до 17% в среднем с 2017-го по 2019-й) в связи с планируемой оптимизацией расходов и мерами по повышению эффективности управления доходами. Рост поступлений по налогу на имущество в 2017 году относительно запланированного в текущий момент уровня позволит Республике существенно сократить запланированный дефицит и удержать рост долга. Капитальные расходы составляют порядка 10% всех расходов Региона и осуществляются преимущественно за счет собственных средств республиканского бюджета.

Высокая долговая нагрузка и возможная реализация риска в госсекторе. Текущая долговая нагрузка Республики является высокой, что связано со значительным ростом долга в предыдущие периоды. По оценке АКРА, в 2017 году до трети операционного баланса Региона будет израсходовано на процентные платежи по долгу. Совокупный объем долга Республики в четыре раза будет превышать ее операционный баланс (по сравнению с 8,8х в 2016 году). Хотя в структуре задолженности преобладают облигации, имеющие комфортный график погашения, более трети долговых обязательств, в том числе вынужденно погашенный досрочно бюджетный кредит (4,5 млрд руб.), подлежит рефинансированию до конца текущего года. Предприятия госсектора, оцениваемые АКРА как социально значимые и убыточные, имеют существенную финансовую задолженность, погашение которой может быть возложено на республиканский бюджет.

Достаточная ликвидность бюджета. Благодаря возможности привлечения кредитов от Управления Федерального казначейства (УФК) Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения плановых расходных обязательств, включая процентные платежи. С помощью указанных кредитов на постоянной основе финансируются прогнозируемые кассовые разрывы, а расходы текущего месяца стабильно превышают остатки средств на счетах бюджета на начало месяца. Использование кредитов УФК в совокупности с привлечением банковских кредитных линий создает значительный оборот по долгу (порядка 100% доходов бюджета), однако не влияет в значительной мере на рост процентных расходов.

Ключевые допущения

  • успешная реализация мер по повышению эффективности управления бюджетными доходами и оптимизации расходов, а также рост налоговых поступлений в 2017–2019 годах относительно плановых показателей на текущий момент;
  • получение нового бюджетного кредита в 2017 году;
  • замещение погашаемой долгосрочной части долга новыми долгосрочными займами;
  • дальнейшее использование краткосрочных кредитов УФК для целей финансирования кассовых разрывов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост диверсификации экономики Региона;
  • рост ВРП Региона темпами, опережающими средние по стране;
  • снижение доли обязательных расходов бюджета;
  • достижение бездефицитного бюджета и значимое снижение абсолютного размера долга;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • неисполнение мер по повышению эффективности управления бюджетными доходами и оптимизации расходов, а также неполучение Республикой ожидаемых дополнительных налоговых доходов в 2017 году;
  • рост процентных расходов сверх ожиданий АКРА в случае необходимости заместить бюджетные кредиты рыночными обязательствами;
  • ухудшение финансового состояния добывающих предприятий Республики с последующим ухудшением показателей доходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Республике Коми впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (01.09.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Республика Коми принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.

АКРА не оказывало Республике Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.