Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.

«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу Области обусловлен ожидаемой минимизацией рисков рефинансирования ее долговых обязательств в связи с замещением части коммерческого долга долгосрочным бюджетным кредитом, а также прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в текущем году.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (5,3 трлн руб. в 2020 году, или 5,6% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкая долговая нагрузка при высоком уровне ликвидности бюджета. По оценкам АКРА, в случае исполнения бюджета Области с дефицитом, предусмотренным законом о бюджете, соотношение ее долга и текущих доходов (по методологии АКРА) на конец 2022 года может составить 41% текущих доходов. На конец 2023 года это соотношение останется на уровне порядка 40%. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных1 долга и ВРП Области составит порядка 5%.

По состоянию на 01.08.2022 долг Области представлен облигациями и бюджетными кредитами (47 и 53% соответственно). Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2019–2023 годах составит 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. На указанную выше дату в 2022 и 2023 годах погашению (рефинансированию) подлежат 24% долговых обязательств Региона.

Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. На 01.08.2022 остатки на счетах превысили среднемесячные расходы бюджета Области за семь месяцев 2022 года вдвое. Московская область регулярно получает значительный доход от размещения временно свободных средств бюджета. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году может составить порядка 54%, учитывая запланированное исполнение бюджета с дефицитом.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Самодостаточный бюджет с гибкой структурой расходов. Бюджет Области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений: в 2019–2023 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета без учета субвенций составит порядка 89%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 22%. В 2019–2023 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 14%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом на уровне 13% ННД, который планируется покрыть за счет привлечения долга и использования остатков на счетах, сформированных в предыдущие годы. Рост ННД в 2022 году (согласно закону о бюджете) составит 9%, а увеличение расходов запланировано на уровне 24%.

За семь месяцев 2022 года доходы областного бюджета увеличились на 19%, ННД — на 15%, расходы — на 19%. Промежуточный профицит бюджета вырос на 20% по сравнению показателем за аналогичный период прошлого года.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2016–2021 годах) и относительно высокий уровень средней заработной платы относительно прожиточного минимума в Области (в 2021 году средняя заработная плата в четыре раза превысила прожиточный минимум). Индекс физического объема ВРП в Московской области в 2018–2020 годах превышал среднестрановой показатель. Темпы роста промышленного производства в 2016–2021 годах также значительно опережали среднероссийский показатель.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2022 и 2023 годах в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;

  • сохранение ликвидности областного бюджета на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом не более 3% ННД;

  • сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • значительное снижение ликвидности областного бюджета;

  • увеличение долговой нагрузки Области выше 55% текущих доходов;

  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34012 (ISIN RU000A100XP4), срок погашения — 08.10.2024, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34013 (ISIN RU000A101988), срок погашения — 20.12.2024, объем эмиссии — 14 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 34014 (ISIN RU000A101WL3), срок погашения — 08.07.2025, объем эмиссии — 28 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 35015 (ISIN RU000A102CR0), срок погашения — 10.11.2026, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).

Московская область, 35016 (ISIN RU000A102G35), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 30 млрд руб., — АА+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016, 21.12.2017, 09.10.2019, 23.12.2019, 08.07.2020, 12.11.2020 и 02.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Московской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, RU000A0ZYML3, RU000A100XP4, RU000A101988, RU000A101WL3, RU000A102CR0, RU000A102G35) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.