Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен низкой контролируемой долговой нагрузкой, наличием определенного запаса ликвидности, который может быть использован для финансирования планируемых дефицитов, и высоким уровнем капитальных расходов, который в некоторых случаях может рассматриваться как резерв для сокращения расходов бюджета.
Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). В 2021 году ВРП Области достиг 545 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 13% всей электроэнергии ЦФО по данным 2021 года.
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется низким уровнем — на конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 18,2%. Согласно закону о бюджете Области, по итогам 2022 года соотношение может остаться приблизительно на том же уровне.
На 01.01.2022 и 01.08.2022 долг Региона полностью состоял из бюджетных кредитов с погашением в 2022–2034 годах. За истекший период 2022 года долг Области вырос с 14,8 млрд руб. до 15,4 млрд руб. за счет предоставления бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Риски рефинансирования оцениваются как низкие. В 2022–2024 годах Области предстоит погашать порядка 5% долга ежегодно.
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный 1 уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на уровень кредитного рейтинга.
В 2023 году ожидается рост долга в том числе за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов. Прогнозируемый размер такого кредита составляет 3,8 млрд руб.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Накопленная ликвидность позволит Региону финансировать дефицит бюджета. На конец 2021 года объем остатков на счетах Области более чем в два раза превысил среднемесячные расходы бюджета (данные без учета средств автономных и бюджетных учреждений, которые Область также использует в управлении ликвидностью). В 2022 году остатки продолжили рост, и на 01.08.2022 их объем значительно превышал сумму долга Региона.
Такой запас ликвидности позволит Области финансировать дефицит текущего года в случае его возникновения в процессе исполнения бюджета, и частично — следующего года.
За 2021 год доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, превысили 1 млрд руб.
Коэффициент ликвидности по итогам 2021 года составил 408%. АКРА полагает, что в результате расходования накопленной ликвидности указанный коэффициент по итогам 2022 года существенно снизится.
Сбалансированная бюджетная политика и высокая доля капитальных расходов в структуре бюджета. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в составе доходов. АКРА полагает, что усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2019 по 2023 год составит 72%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период составит 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2022 году будет равно -4%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, при финансировании капитальных расходов может возникать необходимость привлечения заемных средств или использования накопленной ликвидности.
Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления от НДФЛ и от налога на прибыль — до 30% ННД каждый. Налоги на товары и услуги и налоги на имущество формируют 15–20% ННД каждый ежегодно.
В 2022 году Регион ожидает дефицита бюджета в размере 9,6% ННД, который будет профинансирован за счет остатков средств. Дефицит будет обусловлен существенным ростом расходов (+16%) при незначительном увеличении доходов (+5%). Область ожидает роста расходов по всем основным направлениям — ЖКХ, дорожное хозяйство, социальная политика, здравоохранение и общегосударственные вопросы. В то же время по итогам семи месяцев текущего года темп роста доходов Области превышает темп роста расходов, а итогом промежуточного исполнения бюджета Области стал профицит.
В 2022 году ожидается продолжение тенденции роста капитальных расходов, наметившейся по итогам 2021 года. Капитальные расходы Области примерно наполовину обеспечены трансфертами. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2019–2023 годах будет составлять 23%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП Области незначительно превышает 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет не более трех региональных прожиточных минимумов.
Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2021 году, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (23%). Почти половину этих поступлений обеспечили производство прочих транспортных средств и оборудования, а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии. Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.
Ключевые допущения
-
исполнение доходов бюджета в пределах параметров, обозначенных в законе о бюджете Области;
-
финансирование дефицита преимущественно за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост уровня капитальных расходов областного бюджета со значительной долей их финансирования за собственный счет;
-
сохранение высокого уровня ликвидности после финансирования дефицита бюджета текущего года;
-
рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки до уровня выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.