Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки, низкими рисками рефинансирования и значительным объемом остатков на счетах. Дополнительную поддержку рейтингу оказывает бюджетный профиль Региона, который характеризуется сбалансированными операционными показателями и существенной долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета. Рейтинг Области сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика, волатильной структурой налоговых поступлений и возрастающей потребностью бюджета в финансировании капитальных расходов за счет накопленной ликвидности.
Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 1% населения РФ). В 2020 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 619 млрд руб. (порядка 0,6% совокупного ВРП регионов России). По оценке Области, в 2021 году показатель составил 755 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Сбалансированные бюджетные показатели при возрастающей потребности в использовании накопленной ликвидности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 15%, при этом баланс текущих операций по итогам 2022 года приблизится к нулю, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 24%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы примерно наполовину финансируются Областью за свой счет.
Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79% по итогам года. Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается на уровне 2%, при этом в 2022 году показатель МБД ожидается отрицательным ввиду прогнозного снижения доходов при существенном ожидаемом росте расходной части бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость использования накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.
Профицит бюджета по итогам 2021 года составил 38% ННД и позволил Региону значительно увеличить объем остатков на счетах.
Согласно актуальной версии закона о бюджете Липецкой области на 2022–2024 годы, в текущем году ННД могут снизиться на 35% при одновременном росте безвозмездных поступлений на 9% к показателям 2021 года. Ожидается, что расходная часть бюджета увеличится на 37%. В таком случае бюджет Области будет исполнен с дефицитом в размере 39% ННД. Дефицит бюджета будет по большей части профинансирован за счет остатков на счетах Региона.
По итогам восьми месяцев 2022 года доходы Липецкой области снизились на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. ННД Региона снизились более чем на 15%, поскольку поступления по налогу на прибыль, доля которых в ННД по итогам 2021 года составила 61%, сократились более чем на 41%. Падение поступлений по налогу на прибыль несколько смягчилось приростом поступлений по налогам на товары и услуги и налогам на имущество (на 43 и 16% соответственно). По состоянию на 01.09.2022 объем безвозмездных поступлений также значительно увеличился (более чем на 45%) относительно показателя 2021-го. Расходы бюджета Области по итогам восьми месяцев текущего года возросли на 34% к сентябрю 2021-го. Промежуточный профицит бюджета составил 5,1 млрд руб. (годом ранее — 27,8 млрд руб.).
По прогнозу АКРА, доходная часть бюджета Области может снизиться менее существенно, чем прогнозируется законом о бюджете. При этом прирост расходной части сохранится в рамках, определенных актуальной версией закона. В таком случае дефицит бюджета не превысит 30% ННД, а для его финансирования понадобится использовать меньший объем накопленной ликвидности.
Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.01.2022 долг Липецкой области снизился относительно 2020 года на 2,6 млрд руб. и составил 10,9 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга по итогам 2021 года обусловлено погашением банковских кредитов и части облигаций.
По состоянию на 01.09.2022 объем долга Области увеличился до 13,6 млрд руб. за счет привлечения бюджетных кредитов. Предоставленные Региону бюджетные кредиты позволят ему частично профинансировать капитальные расходы в текущем году, а благодаря долгосрочности и сравнительно небольшому объему их влияние на долговую нагрузку будет минимальным. График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 24% долга, а до конца 2022 года погашению подлежат 12% общего объема долга Региона. Большую часть погашения текущего года формируют облигации.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 10%. АКРА ожидает рост данного показателя по итогам 2022 года до 17%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.
Соотношение долга и ВРП Региона не превышает 2%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Остатки на счетах позволят профинансировать дефициты будущих периодов. С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем более чем в три раза превышали ежемесячные расходы бюджета. Накопленных средств, по мнению АКРА, достаточно для финансирования ожидаемого в 2022–2023 годах дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.
Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2022 года превысит 140%, что соответствует высокому уровню доступной ликвидности по методологии Агентства.
По данным на 01.09.2022, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Липецкая область размещает накопленную ликвидность на едином казначейском счете, что позволяет ей получать процентные доходы.
Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от металлургического производства вырос до 48% в 2018–2021 годах, что указывает на увеличение зависимости доходов бюджета от металлургического сектора в связи с конъюнктурными изменениями 2021 года. По итогам 2022 года АКРА ожидает снижения концентрации экономики на указанной отрасли в связи с прогнозируемым сокращением поступлений от металлопромышленного комплекса. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от крупнейшего налогоплательщика.
В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 83% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4,5% за весь период наблюдений с 2013 года, а по итогам 2021 года значение показателя составило 4,2%. За период с 2018 по 2021 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5.
Ключевые допущения
-
значительное снижение объема доходной части бюджета относительно показателей 2021 года;
-
исполнение расходной части бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;
-
использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита будущих периодов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
повышение уровня диверсификации экономики;
-
рост величины операционного баланса выше 20% от объема текущих доходов по итогам текущего года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности на капитальные цели;
-
увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;
-
значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета и падении доходов.
Рейтинги выпусков
Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).
Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).
Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).
Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.