Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при плавном графике погашения обязательств, высокой операционной эффективностью бюджета в совокупности со значительной долей капитальных расходов в совокупных расходах Региона и существенным объемом средств на счетах бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают показатели экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, зависимость доходов регионального бюджета от доминирующей отрасли, а также возрастающая потребность бюджета Области в финансировании капитальных расходов за счет накопленной ликвидности.

Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа. В Области проживает 3,5 млн человек (порядка 2% населения России). В 2020 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 1 615 млрд руб. (порядка 1,7% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Области, по итогам 2021 года показатель составил 1 911 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль с возрастающей потребностью в использовании накопленной ликвидности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы составит 25%. При этом объем баланса текущих операций по итогам 2022 года наряду с финансированием текущих расходов позволит профинансировать существенную часть капитальных расходов без использования накопленных средств.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2019–2023 годы составит порядка 37%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА. В среднем капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.

Усредненная за указанный выше период доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 80%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов составит -6%, при этом показатель МБД в 2022 году ожидается существенно ниже нуля, что связано с финансированием прогнозного дефицита бюджета по итогам года. Области предстоит использовать накопленные средства для финансирования значительной части капитальных расходов.

Область закончила 2021 год с существенным профицитом в 42,4 млрд руб., что позволило ей существенно нарастить объем остатков на счетах.

По прогнозу Области, в 2022 году ожидается сокращение совокупных доходов бюджета на 15% к показателю 2021 года вследствие снижения ННД более чем на 12% вместе с возможным сокращением безвозмездных поступлений практически на 22%. По итогам года Регион прогнозирует рост расходной части бюджета на 24% к уровню 2021 года. В таком случае дефицит бюджета составит 31% ННД и будет по большей части профинансирован за счет использования накопленных средств.

По итогам восьми месяцев 2022 года доходная часть бюджета Челябинской области сократилась менее чем на 1% к аналогичному периоду 2021-го. Сокращение ННД составило менее 0,5%, несмотря на существенное снижение поступлений по налогу на прибыль на 18%. Рост поступлений по прочим налогам в совокупности со значительным объемом доходов от размещения средств бюджета позволил компенсировать падение поступлений по налогу на прибыль. Объем безвозмездных поступлений за истекшую часть года сократился примерно на 3% к аналогичному периоду 2021-го. Расходная часть бюджета увеличилась на 22%. Промежуточный профицит бюджета составил 15,8 млрд руб. (годом ранее — 44,4 млрд руб.).

АКРА полагает, что доходная часть бюджета Челябинской области может сократиться менее значительно, чем прогнозируется Областью. Рост расходной части бюджета может сохраниться на прогнозном уровне, при этом капитальные расходы будут частично профинансированы за счет привлеченных бюджетных кредитов. Ожидаемый дефицит бюджета по большей части будет покрыт за счет накопленной ликвидности.



1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.01.2022 долг Области снизился на 1,4 млрд руб. и составил 24,3 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга по итогам года обусловлено списанием части государственных гарантий Региона и погашением планового объема бюджетных кредитов.

По состоянию на 01.09.2022 объем долга Области увеличился на 33% к уровню на начало года за счет привлечения бюджетных кредитов и составил 32,3 млрд руб. Регион привлек 2,5 млрд руб. для погашения рыночных обязательств муниципалитетов и еще 6,6 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов, которые позволят профинансировать часть капитальных расходов Области. Благодаря долгосрочному характеру привлеченного долга график погашения практически не изменился. Текущий график погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие четыре года Челябинской области необходимо погашать или рефинансировать не более 14% долга ежегодно. По данным Области, в текущем году погашение долга не планируется в связи с переносом сроков исполнения обязательств по бюджетным кредитам.

На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 10%. В связи с привлечением бюджетных кредитов и ожидаемым снижением текущих доходов по итогам текущего года АКРА ожидает рост соотношения долга и текущих доходов до 19%, что также соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Соотношение долга и ВРП Региона незначительно превысит 2%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2019–2023 годы уровень процентных расходов составит 0,4% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

С начала 2022 года остатки на счетах Области в среднем более чем в три раза превышали ежемесячные расходы бюджета. Значительная часть средств Региона аккумулировалась на едином казначейском счете, что позволило получить большой объем дополнительных доходов. По состоянию на 01.09.2022 объем остатков на счетах увеличился практически на треть в сравнении с объемом на начало года. Накопленной ликвидности, по мнению АКРА, достаточно для финансирования ожидаемого в 2022 году дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.

Коэффициент ликвидности бюджета Челябинской области по итогам 2022 года составит порядка 140%, что соответствует высокому уровню доступной ликвидности по методологии Агентства.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, до 40% налоговых поступлений Области может приходиться на металлопромышленный комплекс (усредненная доля за 2018–2021 годы). По информации от Области, по итогам семи месяцев 2022 года десять крупнейших предприятий сформировали около 32% налоговых поступлений. Наиболее крупные предприятия Региона — металлургические комбинаты ПАО «ММК», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ЧМК».

В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 72% от среднестранового уровня. Усредненный уровень безработицы за аналогичный период составил 5,5%. Среднемесячная заработная плата в Регионе в 2021 году более чем в три раза превысила региональный прожиточный минимум.

Ключевые допущения

–           менее значительное снижение доходной части бюджета в сопоставлении с прогнозным уровнем;

–           рост расходной части бюджета, не превышающий темп прироста, зафиксированного по итогам восьми месяцев текущего года;

–           использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита будущих периодов;

–           использование полученных инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение уровня диверсификации экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейший рост потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета и падении доходов.

Рейтинги выпусков

Челябинская область, 35001 (ISIN RU000A102FV5), срок погашения — 30.11.2027, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АA(RU).

Челябинская область, 35002 (ISIN RU000A102L61), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).

Челябинская область, 35003 (ISIN RU000A102L79), срок погашения — 17.12.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Челябинской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Челябинской области и облигационных выпусков Челябинской области (ISIN RU000A102FV5, RU000A102L61, RU000A102L79) были опубликованы АКРА 26.12.2017, 01.12.2020, 21.12.2020 и 21.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.