Кредитный рейтинг АО «ЕвроТранс» (далее — ЕвроТранс, Компания) обусловлен сильным бизнес-профилем, учитывающим высокую диверсификацию форматов продаж топлива и сопутствующей продукции и наличие быстрых электрических заправочных станций, высоким уровнем корпоративного управления, а также средними рыночной позицией Компании на рынке Москвы и Московской области и географической диверсификацией. Финансовый риск-профиль учитывает размер Компании меньше среднего, выраженный в значении показателя FFO до фиксированных платежей и налогов, высокую рентабельность и сильный денежный поток, а также среднюю ликвидность. При этом сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает высокая долговая нагрузка Компании.
В 2022 году ЕвроТранс приобрел доли в ЗАО «Магистраль Ойл», ООО «Трасса ГСМ» и ООО «Вектор». Консолидация указанных лиц приводит к заметному изменению структуры баланса Компании, что учтено Агентством в прогнозной части рейтинга.
ЕвроТранс — динамично развивающаяся топливная группа компаний (бренд «ТРАССА»), осуществляющая розничную продажу топлива всех марок и более 10 000 наименований товаров на современных автозаправочных комплексах (далее — АЗК), оптовую продажу топлива с собственной нефтебазы, продажу незамерзающей стеклоомывающей жидкости собственного производства, перевозку топлива бензовозами, а также услуги по проектированию и строительству АЗК. Компания включена в перечень системообразующих организаций российской экономики.
Ключевые факторы оценки
Средняя рыночная позиция. Компания является успешным игроком на умеренно концентрированном рынке розничной торговли бензином различных марок и дизельным топливом Москвы и Московской области. ЕвроТранс является достаточно крупной сетью заправочных станций с ежегодным объемом реализации свыше 300 тыс. т нефтепродуктов (по оценкам Компании, ее рыночная доля составляет порядка 3%). При этом часть выручки формируется за счет оптовой продажи топлива независимым сетям АЗК и вертикально интегрированным нефтяным компаниям непосредственно с собственной нефтебазы, расположенной в Электроуглях.
Сильный бизнес-профиль обусловлен низкой цикличностью спроса на продукцию Компании, учитывая стабильный рост количества автотранспортных средств, а также отнесение бензина и дизельного топлива к непродовольственным товарам первой необходимости, хорошей диверсификацией форматов, учитывающей концентрацию на массовом сегменте рынка (доля розничных продаж топлива в выручке составляет около 60%), наличием станций быстрой зарядки электромобилей (пять комплексов мощностью 150 Квт) и широкого ассортимента сопутствующих товаров и продукции фастфуда (около 10% выручки), поставляемых с собственной фабрики-кухни, а также ресторанов при АЗК. Компания имеет узнаваемый бренд «ТРАССА», развитием которого занимается с 2005 года. ЕвроТранс использует разнообразные механизмы продвижения, к которым относятся в том числе мобильное приложение и топливные карты (позволяют приобретать топливо и получать скидки и бонусы юридическим и физическим лицам). Розничная сеть Компании насчитывает 54 АЗК, расположенных в Москве и Московской области.
Высокая оценка корпоративного управления. Агентство положительно оценивает последовательность Компании в развитии сети заправочных станций, а также в строительстве собственных производственных активов, к которым можно отнести нефтебазу, фабрику-кухню и завод по производству стеклоомывающей жидкости. Система управления рисками регламентирована соответствующим положением с определением целей, принципов, функциональных обязанностей и организационных уровней взаимодействия. Карта рисков актуализируется на ежегодной основе. Политика страхования предусматривает обязательное страхование опасных производственных объектов. Договоры страхования имущества от огня и других опасностей оформлены на каждый АЗК, нефтебазу и фабрику-кухню. В Компании сформированы совет директоров, а также основные комитеты при нем. Собственники ЕвроТранса являются членами совета директоров, а также принимают участие в операционной деятельности дочерних компаний, занимая должности генеральных директоров. При этом три члена совета директоров Компании являются независимыми. Структура группы простая и включает в себя Компанию, эксплуатирующую АЗК и ведущую розничную и оптовую продажу нефтепродуктов, товаров в магазинах и кафе, а также оператора нефтебазы, транспортную компанию и компанию собственника бензовозов и автобазы. Операции со связанными сторонами осуществляются, однако они являются экономически обоснованными. ЕвроТранс готовит отчетность по МСФО. Отчетность 2021 года представлена с оговоркой аудитора в части подтверждения количества отраженных запасов. Данный факт, а также отсутствие отчетности в открытом доступе учтены в средней оценке за финансовую прозрачность ЕвроТранса.
Оценка финансового риск-профиля. Размер Компании меньше среднего обусловлен значением взвешенного FFO до фиксированных платежей и налогов на уровне менее 5 млрд руб.
В 2021 году значение показателя было равно 2,7 млрд руб. Выручка ЕвроТранса в 2020 и 2021 годах демонстрировала стабильный рост и в 2021–м составила 48,9 млрд руб. По предварительным итогам девяти месяцев 2022 года Компания оценивает FFO до фиксированных платежей и налогов на уровне 4,3 млрд руб. Агентство полагает, что по результатам 2022 года показатель может превысить 5 млрд руб. Ожидаемое улучшение данного показателя во многом будет обусловлено повышением маржинальности бизнеса ЕвроТранса. Благоприятная конъюнктура цен на топливо, чему способствует сокращение экспортных поставок, а также увеличение объемов биржевых закупок сырья в структуре себестоимости Компании привели к росту рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов, которая в 2022 году ожидается на уровне 17,5 против 5,5% в 2021–м (взвешенное значение рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов за период 2019–2024 годов ожидается на уровне 11,1%). Высокая долговая нагрузка Компании имеет тенденцию к снижению в прогнозном периоде. Так, скорректированный общий долг к FFO до фиксированных платежей в 2021 году (с учетом обязательств по аренде) составил 9,2х. Учитывая рост FFO до фиксированных платежей, в 2022 году значение показателя снизится до 4,7х с потенциалом дальнейшего улучшения в 2023–2024 годах за счет снижения объема долга. В 2022 году у Компании существенно изменилась структура долговых обязательств. В частности, кредитный портфель, состоящий из линий ПАО «Промсвязьбанк» (рейтинг АКРА — АА+(RU), прогноз «Стабильный»), был полностью погашен, в том числе за счет возврата ЕвроТрансу выданных займов. Основные активы (АЗК, нефтебаза, фабрика-кухня), которые ранее использовались Компанией на основании договоров аренды с аффилированными компаниями, в 2022 году были выкуплены ООО «Газпромбанк Лизинг» и в рамках договора лизинга переданы ЕвроТрансу. Таким образом, на текущий момент кредитный портфель Компании представлен в основном обязательствами по лизингу, а также кредитной линией от крупного российского банка. Обязательства привлекались в рублях по плавающим ставкам. Взвешенное значение показателя обслуживания долга — FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — за период 2019–2024 годов составит 2,6х. Сильный денежный поток обусловлен высокой рентабельностью по FCF, которая в 2021 году составила 4,4%, а также невысоким отношением капитальных затрат к выручке (2,6%). Средняя оценка ликвидности обусловлена наличием доступных кредитных линий и положительного операционного денежного потока.
Ключевые допущения
-
рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов в 2022–2024 годах на уровне не менее 17%;
-
капитальные затраты в 2022–2024 годах, соответствующие планам Компании;
-
отсутствие дивидендных выплат.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- увеличение взвешенного показателя FFO до фиксированных платежей и налогов за период 2019–2024 годов до более чем 5 млрд руб. с снижением значений взвешенных показателей (за период 2019–2024 годов) общего долга к FFO до чистых процентных платежей ниже 5,0х, а скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей ниже 4,0х.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 10%;
-
снижение отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 2,5х.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): а-.
Поддержка: отсутствует.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг АО «ЕвроТранс» был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен АО «ЕвроТранс» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «ЕвроТранс» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «ЕвроТранс», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «ЕвроТранс» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АО «ЕвроТранс» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.