Кредитный рейтинг НКО НКЦ (АО) (далее — НКЦ, Организация) обусловлен высокой вероятностью оказания поддержки со стороны государства (далее — поддерживающее лицо), сильным и устойчивым бизнес-профилем и исключительной позицией по ликвидности, которые отчасти компенсируют влияние снижения оценки достаточности капитала и риск-профиль Организации на оценку собственной кредитоспособности (ОСК). НКЦ является системно значимым центральным контрагентом по методологии Банка России и выполняет функции клиринговой организации на российском финансовом рынке.
Ключевые факторы оценки
Высокая оценка вероятности оказания экстраординарной поддержки НКЦ со стороны органов власти обусловлена мнением АКРА о важности выполняемых Организацией функций и ее исключительной роли на рынке финансовых услуг РФ. Дефолт НКЦ несет в себе риски крупных денежных потерь для многих российских финансовых и нефинансовых компаний, возникновения репутационного ущерба для государства и значительных финансовых шоков для экономики, связанных в том числе с нарушением функционирования рыночной инфраструктуры. АКРА полагает, что финансовая поддержка Организации в форме капитала или дополнительной ликвидности при необходимости может быть оперативно оказана поддерживающим лицом напрямую или при посредничестве акционера, на деятельность которого государство оказывает существенное влияние.
Собственная кредитоспособность НКЦ оценивается на умеренно высоком уровне, что во многом определяется эффективностью деятельности Организации и реализованными ею механизмами минимизации принимаемых специфических рисков, в том числе по обеспечению достаточности средств на покрытие вероятных убытков.
С учетом вышеизложенного кредитный рейтинг Организации определяется на уровне AAA(RU).
Сильный бизнес-профиль связан с эксклюзивной ролью НКЦ как клиринговой организации и центрального контрагента, который обеспечивает проведение большинства сделок в ключевых сегментах российского финансового рынка и гарантирует исполнение обязательств по ним. АКРА позитивно оценивает реализуемые в Организации высокие стандарты корпоративного управления и риск-менеджмента, позволяющие ей осуществлять деятельность с минимальным уровнем принимаемых рисков относительно масштаба операций.
Снижение оценки достаточности капитала обусловлено перераспределением структуры активов Организации вследствие изменений внешней среды, при этом Агентство отмечает увеличение размера собственного капитала за счет получаемой прибыли. Норматив достаточности капитала центрального контрагента (Н1цк) по-прежнему существенно превышает минимальное значение, уставленное Банком России для Организации.
Контрагентский риск НКЦ минимизируется за счет жестких критериев допуска участников и благодаря строгой политике маржирования (с оперативной переоценкой позиций по рыночной стоимости). Предусмотренные Организацией структура уровней защиты центрального контрагента и порядок действий при дефолте участников клиринга положительно влияют на оценку риск-профиля НКЦ со стороны АКРА. Агентство позитивно оценивает активное развитие системы управления рисками Организации в соответствии с разработанной для этого стратегией.
Оценка риск-профиля НКЦ ограничивается значительным объемом активов, подверженных рыночному риску, а также операционным риском, обусловленным турбулентной внешней средой.
Ликвидная позиция оценивается как сильная, что обусловлено спецификой деятельности Организации. Значение норматива ликвидности центрального контрагента (Н4цк) находится существенно ниже установленного максимально допустимого уровня.
Ключевые допущения
-
сохранение роли НКЦ как системно значимой клиринговой организации и центрального контрагента в России;
-
сохранение текущей акционерной структуры;
-
отсутствие существенного объема финансовых обязательств (долга);
-
сохранение избыточной ликвидной позиции.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
значительное ухудшение позиции по ликвидности, связанное с сокращением ее комфортного запаса или со снижением кредитного качества высоколиквидных активов на балансе Организации;
-
значимые потери в результате реализации операционных рисков.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): аa-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: ОСК + 3 ступени.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг НКО НКЦ (АО) был опубликован АКРА 01.11.2016. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных НКО НКЦ (АО), информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности НКО НКЦ (АО) по МСФО и отчетности НКО НКЦ (АО), составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, НКО НКЦ (АО) принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало НКО НКЦ (АО) дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.