Кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, Банк) обусловлен его высокой системной значимостью, что подтверждается наличием у ПСБ статуса опорного банка для оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) страны, а также очень сильным влиянием государства на его кредитоспособность.
На фоне укрепления позиций Банка в ОПК (в период с середины 2019 года по 2022–й доля контрактов гособоронзаказа (далее — ГОЗ) на обслуживании Банка выросла с порядка 30 до более чем 70%) государство регулярно предоставляет Банку капитал, обеспечивая его способность наращивать объем кредитования этого направления, а также необоронного корпоративного сегмента, МСБ и розничных линий бизнеса в соответствии с действующей стратегией развития ПСБ как универсального банка. За период с 2019 года по сентябрь 2022 года совокупный объем докапитализации ПСБ за счет государства (как на развитие ОПК, так и на прочие цели) и получаемого от других банков капитала составил около 100 млрд руб. До конца 2022 года Банк также ожидает дополнительную капитализацию от государства как в виде прямых капитальных вливаний на развитие своего ключевого сегмента, так и в рамках программы цессий кредитов ОПК от других банков.
ПСБ продолжает демонстрировать значительный прирост по основным объемным показателям деятельности, в частности, активы, собственные средства и остатки на счетах клиентов за период с 01.07.2021 по 01.07.2022 значительно увеличились. Рост активных операций происходит параллельно с увеличением объема средств компаний ОПК, размещенных в Банке, а также других направлений бизнеса, включая МСБ и розницу.
Рейтинговый анализ проведен АКРА с использованием Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой. По мнению Агентства, в случае реализации сценария системного экономического стресса и/или существенного ухудшения показателей собственной кредитоспособности Банка государство предоставит ему достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала и/или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов.
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) ПСБ отражает его умеренно сильный бизнес-профиль, сильную достаточность капитала, умеренно низкую оценку риск-профиля и удовлетворительную позицию по фондированию и ликвидности.
Ключевые факторы оценки
Значимость ПСБ для государства в первую очередь определяется доминирующей ролью Банка в обслуживании оборонно-промышленных предприятий страны. Это выражается в том, что значительная часть финансирования ОПК осуществляется через ПСБ за счет консолидации сопровождения ГОЗ и иных крупных государственных контрактов.
Кроме того, Банк сохраняет значимые позиции в банковской системе РФ, поэтому его дефолт может привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к госбанкам РФ в частности, и возникновению системного банковского кризиса, а также создать существенные финансовые и репутационные риски для государства и риски социального характера.
Вышеперечисленные факторы в сочетании с готовностью акционера оказывать ПСБ экстраординарную поддержку в форме капитала и/или ликвидности, а также факты поддержки в 2017–2022 годах в целях обеспечения адекватного уровня капитала и ликвидности и замещения оттоков клиентских средств, периодически случавшихся в течение указанного периода, также свидетельствуют об очень высокой степени поддержки Банка акционером. При этом акционером осуществляется постоянный контроль за операционной деятельностью Банка.
Умеренно сильный бизнес-профиль (а-) определяется главным образом рыночными позициями Банка и универсальностью характера его операций. Стратегия Банка выглядит достаточно агрессивной, что продиктовано статусом ПСБ как опорного для ОПК банка страны и его стремлением сохранить свои позиции в традиционных сегментах банковской деятельности. Кроме того, ПСБ активно участвует в сделках M&А. В частности, в 2021 году было завершено присоединение АО «РОСКОСМОСБАНК», а в ближайший год к ПСБ должна быть присоединена еще одна российская кредитная организация — АО «МИнБанк» (рейтинг АКРА — BBB(RU), прогноз «Стабильный»). Агентство оценивает вероятность поглощения Банком в среднесрочной перспективе иных кредитных организаций как достаточно высокую.
Сильная позиция по капиталу обусловлена приемлемым уровнем показателей достаточности капитала как по регулятивным нормам (норматив Н1.2 на 01.09.2022 немного снизился в сравнении с предыдущим годом), так и по базельским стандартам позволяет Банку выдерживать рост кредитного риска более чем на 500 б. п. в рамках проводимого АКРА стресс-теста.
Расчет коэффициента усредненной генерации капитала (КУГК) проводился на основе данных за 2019–2021 годы. Значение данного показателя находится в диапазоне 50–100 б. п. Вместе с тем операционная эффективность ПСБ продолжает находиться на умеренно низком уровне.
Слабая оценка риск-профиля обусловлена приемлемым качеством кредитного портфеля, сформированного Банком в рамках текущей бизнес-модели (доля проблемной задолженности несколько снизилась в сравнении с предыдущим годом при сохранении адекватного покрытия ее резервами), а концентрация на десяти крупнейших группах заемщиков находится на среднем уровне. Анализ кредитного портфеля проводится с учетом исключения из его расчета объема просроченных ссуд, появившихся на балансе ПСБ до момента окончания процедуры финансового оздоровления, а также полученных от присоединенных кредитных организаций. При этом по данным ссудам в достаточном объеме сформированы резервы на возможные потери. Доля кредитов, выданных компаниям высокорисковых отраслей, и объем рыночного риска приемлемые.
Удовлетворительная позиция по ликвидности и фондированию базируется на достаточном объеме высоколиквидных активов для покрытия потенциального оттока средств, в связи с чем показатель дефицита краткосрочной ликвидности выполняется с запасом как в базовом сценарии, так и стрессовом. На более длительных сроках значительных дисбалансов ликвидности не отмечается.
При этом ресурсная база Банка характеризуется ростом концентрации на средствах корпоративных клиентов в пассивах. Уровень концентрации на крупнейших кредиторах ввиду значительного объема средств, приходящихся на государственные структуры, все еще повышенный, однако, в сравнении с предыдущим годом, несколько сократился.
Ключевые допущения
-
предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны акционера и связанных структур в случае необходимости;
-
сохранение принятой бизнес-модели Банка на горизонте 12–18 месяцев.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- повышение Агентством оценки поддержки ввиду усиления значимости Банка для акционера.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
потеря акционерного или операционного контроля над ПСБ со стороны текущего акционера;
-
существенное снижение уровня значимости Банка для акционера.
Компоненты рейтинга
ОСК: а-.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: от государства, паритет с РФ минус одна ступень.
Рейтинги выпусков
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-03 (RU000A102AJ1), срок погашения — 26.10.2023, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-04 (RU000A102RT4), срок погашения — 14.02.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-05 (RU000A1038F9), срок погашения — 07.06.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-07 (RU000A103PE8), срок погашения — 10.09.2024, объем эмиссии — 15 млрд руб., — АА+(RU).
Облигации ПАО «Промсвязьбанк» биржевые процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав, серия 003Р-08 (RU000A1042P0), срок погашения — 17.11.2023, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA+(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПСБ. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Банка. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг эмиссий серий 003Р-03, 003Р-04, 003Р-05, 003Р-07, 003Р-08 приравнивается к кредитному рейтингу ПСБ — АА+(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «Промсвязьбанк» и облигационных выпусков ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8, RU000A1042P0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» и кредитные рейтинги выпусков облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8, RU000A1042P0) были опубликованы АКРА 30.10.2018, 29.10.2020, 17.02.2021, 11.06.2021, 13.09.2021 и 19.11.2021 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Промсвязьбанк», а также кредитных рейтингов выпусков облигаций ПАО «Промсвязьбанк» (ISIN RU000A102AJ1, RU000A102RT4, RU000A1038F9, RU000A103PE8, RU000A1042P0) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.